9 игр из нашего прошлого, которым можно научить детей и внуков
Игры, которые помнят дети 70-х, 80-х и 90-х годов
Читатели, чье детство пришлось на 70-е, 80-е годы и 90-е, наверняка помнят: арсенал уличных забав был так велик, что дети порой с трудом могли договориться: одни хотели играть в войнушку, другие в вышибалы, третьи — в казаков-разбойников или «штандер-стоп»… А еще были «тише едешь — дальше будешь», «море волнуется», «колечко», «съедобное-несъедобное» и, конечно, резиночка…
Игры на любой вкус, возраст и уровень активности решали самые разные задачи развития. «В наше время дети играют в шесть раз меньше их ровесников 20 лет назад, — рассказывает педагог-психолог Наталья Здерёва. — И эти данные удручают. Ведь ни один гаджет не в состоянии обеспечить такое разностороннее развитие, как дворовые игры.
Почему важно играть вместе
В них дети отрабатывают навыки самоконтроля, сотрудничества, учатся решать конфликты и следовать правилам, развивают словарный запас, слуховое внимание, эмоциональный интеллект. Кроме того, игры благотворно влияют на детей с логопедическими и нейропсихологическими проблемами.
В последнее время число таких детей растет. Отчасти это связано именно с тем, что дети стали мало играть вместе, предпочитая развлечения в цифровой реальности. В наших силах помочь им в полной мере ощутить, что такое детство: игры с друзьями, яркие эмоции, вкус победы — все то, из чего и складываются воспоминания о нем».
Популярные игры прошлых лет
Вместе с педагогом-психологом Натальей Здерёвой вспомним несколько самых популярных игр прошлых лет, о которых современные мальчики и девочки вряд ли слышали. К счастью, эти развлечения нисколько не стареют: стоит только объяснить детям правила и начать играть, как они снова входят в обиход и становятся любимыми.
Игры на координацию движений
- Вышибалы: Игроки встают в ряд, а ведущий — в пяти шагах от них. Бросающий кидает мяч в игроков, а они должны увернуться, подпрыгнуть или присесть, чтобы в них не попали. Тот, кого мяч все же коснулся, становится ведущим.
- Старты: На расстоянии друг от друга чертятся две линии: старт и финиш. Ведущий задает условия, каким образом нужно пересечь линию финиша.
- Мишень на пескеМишень на пескеНа земле или на песке рисуется большая мишень — три круга, один в другом. Затем в шести шагах от мишени чертится линия, за которую нельзя заходить. Игроки встают у нее и по очереди бросают мяч в мишень. Выигрывает тот, кто выбьет больше всех очков.
Игры на развитие слухового внимания
- Поймай вопрос: Игроки по очереди бросают друг другу мяч. При этом один игрок задает вопрос и кидает мяч с отскоком, а второй должен быстро сообразить и ответить перед тем, как поймать мяч.
- Съедобное-несъедобное: Игроки по очереди бросают друг другу мяч, произнося слова. Если это съедобное, то мяч надо поймать, если несъедобное — отбить.
Игры на развитие координации и сообразительности
- Похлопай-поймай: У игроков по три «жизни». Игроки встают в круг, один бросает мяч другому, выкрикивая число от 1 до 5. Тот, кому бросили мяч, должен хлопнуть положенное число раз и поймать мяч.
- Лягушка: Для игры нужна глухая стена и мяч. Играющие становятся друг за другом в колонну. Первый ребенок руками кидает мяч об стену на своем уровне или чуть выше себя.
Игры на развитие самоконтроля и сообразительности
- «Да» и «нет» не говорить: Два игрока — один ведущий, другой отвечающий. Ведущий задает сопернику вопрос, на который тот может отвечать как угодно, не упоминая слов «да» и «нет».
- Вопросом на вопрос: Два игрока стоят друг напротив друга и общаются только с помощью вопросов.
Таким образом, игры прошлых лет не только приносили радость и удовольствие, но и способствовали развитию различных навыков у детей. Важно помнить об этих играх и передавать их традиции следующим поколениям, чтобы сохранить культуру детского общения и развития.
Играйте вместе, вспоминайте детство и создавайте яркие воспоминания для своих детей!