Если коллега — ваш друг: правила субординации

Если коллега — ваш друг: правила субординации

Спорные привилегии в рабочих и дружеских отношениях

Обсуждая вопрос субординации, следует поговорить об адекватном выстраивании границ в отношениях, рабочих или дружеских, — утверждает психолог Марина Бабурина. Дружеские отношения предполагают более близкое общение, обсуждение личных тем и посвящение другого в детали своей жизни.

Плюсы и минусы дружеских отношений на работе

Опасность в работе с близкими возникает в те моменты, когда мы чувствуем особое отношение: «Я уже не просто коллега, я — друг». По мнению психолога, в этой позиции есть и свои плюсы: «Я знаю человека лучше и могу ощущать себя спокойнее, стабильнее в любой позиции, как начальником, так и подчиненным».

С другой стороны, есть и минусы: «Если я ленив, я буду ждать, что мне простят. Буду надеяться на особое положение, снисхождение, поблажки и уступки».

Выстраивание границ в отношениях

Чтобы избежать сложных ситуаций, важно сразу обсудить четкие границы между рабочими отношениями и дружбой, объясняет Марина Бабурина. Если вы — начальник, стоит сказать: «Я ценю тебя как друга, но это — работа, и я буду требовать с тебя так же, как и со всех остальных».

Если, наоборот, вы подчиненный, то формулировка может быть такой: «Ты — руководитель, и я готов к требовательности, контролю в вопросах готовности и качественности выполняемой мной задачи».

«Вне зависимости от позиции, будь то «мы коллеги-друзья», «я — начальник» или «друг — мой начальник», необходимо четко оговаривать границы личных отношений и рабочих. Иначе размытые отношения в любом случае повлияют как на дружбу, так и на рабочее пространство», — говорит эксперт.

Диалог как основа успеха

Дружба крепкая не сломается? «Важнее выстраивать даже не границы, а диалог. Процитирую Теодора Рузвельта: «Самая главная формула успеха — знание, как обращаться с людьми»», — отмечает психолог Светлана Бокач. — В моей практике встречалось очень мало людей, которые четко умеют разграничивать рабочие и дружеские отношения или совмещать дружбу с работой. Очень много зависит от личности человека».

Влияние бизнеса на дружбу

Как в целом бизнес может влиять на дружбу? Он либо разрушит ее — не исключено, что и сам бизнес вместе с ней, — либо укрепит. Зависит от того, насколько люди умеют выстраивать конструктивный диалог, слышать друг друга, в корректной форме выражать свои эмоции и чувства, разделять ответственность, принимать особенности друг друга и приходить к компромиссу, объясняет психолог.

Смешивание работы и дружбы

Стоит ли смешивать работу и дружбу? По мнению Светланы Бокач, здесь нет единственно верного решения. Каждому, кто сталкивается с этим вопросом, следует выбирать самостоятельно, учитывая особенности — и собственные, и друга.

Если ответ положительный, то надо учесть возможные последствия, выстроить структуру взаимоотношений. И важно это сделать «на берегу», до того, как вам придется — а рано или поздно это произойдет — сложная ситуация. Даже если вам кажется, что вы с другом абсолютно одинаково мыслите.

Конфликтные ситуации в работе

Как дружба осложняет совместную работу? Например, в конфликтных ситуациях она может помешать корректно отделить эмоции, увидеть перед собой исключительно подчиненного и донести информацию на уровне «руководитель — подчиненный», не примешивая ничего личного в общение с ним. Здесь тоже возможен «переход на личности».

Или же из-за многогранности и сложности отношений начальник не сможет своевременно высказать другу свое недовольство, профессиональную критику, в итоге будут накапливаться обиды. В конце концов, когда все это выйдет наружу, велик риск потерять отношения.

Отношения начальник-подчиненный как пример

Вы начальник, друг — подчиненный. «Дружба в такой ситуации может как способствовать укреплению отношений, так и препятствовать, — объясняет Светлана Бокач. — Отношения могут стать более искренними, понимания и поддержки станет больше, а это — мощнейший ресурс.

Но есть и риски: вы можете в какой-то момент, даже не заметив этого, начать выделять своего друга-подчиненного на фоне других сотрудников. Это вызовет недовольство со стороны остальных подчиненных. Или вы начнете злоупотреблять дружбой и нагружать друга сверхзадачами. Безусловно, он может отказаться и даже должен это сделать. Но тогда, вероятно, вы обидитесь на него — ведь он, ваш друг, не пошел навстречу».

Справедливо это и в обратную сторону: когда друг начнет использовать близкие отношения с начальником в свою пользу. Это повлечет за собой нарушение субординации во всем коллективе, если друг — не единственный подчиненный, и спровоцирует конфликты с возможным «переходом на личности», утверждает психолог.

Рабочие отношения на равных позициях

Если вы и ваш друг — коллеги, то нельзя исключать соперничества между вами. Или если вы — начальник, то ваш друг может мечтать занять ваше место.

В любом случае, прежде чем начинать работать вместе, нужно взвесить все за и против и оценить, насколько вы оба способны договариваться, принимать критику и отвечать за свои рабочие обязанности, не полагаясь на особые отношения.

Об экспертах

Светлана Бокач — психолог семейных отношений на Zigmund.Online.

Марина Бабурина — психолог, гештальт-терапевт, арт-терапевт на Zigmund.Online.

0
0
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Сейчас обсуждают
Скрыть комментарии Показать обсуждения