Душа нараспашку: зачем люди участвуют в реалити-шоу
Как возникли реалити-шоу и почему стали так популярны
Первые реалити-шоу начали транслировать в США. В 1948 году на американском телевидении появилась передача «Скрытая камера». Ее главной задачей было показать реакцию обычных людей на неожиданные события, изначально тщательно продуманные сценаристом. Шоу пользовалось необыкновенным успехом, и эстафету реалити сначала подхватила Великобритания, а затем и весь мир.
Почему же этот формат стал таким востребованным? Психологи считают, что частично виновато подсознательное стремление человека к вуайеризму, подглядыванию за чужой жизнью. Но дело не только в этом. Реалити-шоу — это своеобразный побег от реальности, который помогает людям поверить в счастливый конец, несмотря на серьезность транслируемых ситуаций.
Психологические мотивы участников реалити-шоу
Со скрытым вуайеристом в каждом из нас все понятно. А как насчет тех людей, которые сами хотят, чтобы за ними наблюдали? Иными словами, какая мотивация у участников реалити-шоу?
- Многие участники реалити-шоу отваживаются на этот шаг в первую очередь ради финансовой выгоды.
- Не менее распространенная причина — желание славы и внимания.
- Еще один мотиватор — желание почувствовать себя частью чего-то большего.
Таковы основные психологические мотивы, которые движут участниками практически всех реалити-шоу. Однако в зависимости от особенностей конкретного проекта к основным причинам могут добавляться специфические.
Участие в семейных проектах
Взять, к примеру, семейные проекты, где герои с помощью психолога работают над отношениями между родителями и детьми, учатся разрешать конфликты и находить общий язык. В этих шоу на первый план выходят другие мотивы и стремления:
- Желание поделиться накопившимися переживаниями.
- Желание быть услышанным в семье, заявить о себе и своих потребностях.
- Желание родителей найти правильный подход к воспитанию ребенка.
Примечательно, что мотивация участников и их ожидания от проекта, будь то получение приза или славы, могут меняться с течением времени. Герой может прийти на шоу ради финансовой составляющей, а уходить, получив нечто иное, порой даже более ценное — новых друзей, новый опыт, новое понимание себя, своих сильных и слабых сторон и жизненных приоритетов.
Об эксперте
Марина Руфанова — гештальт-терапевт, психолог, следившая за проектом «Территория семьи» — новым реалити-шоу, в котором герои учатся справляться с трудностями в детско-родительских отношениях и искать взаимопонимание. Первые выпуски шоу можно смотреть уже с 11 сентября.