Как выдерживать эмоции окружающих: 9 советов
Как правильно взаимодействовать с эмоциями окружающих
Известно, что тревога как эмоция возникает от потенциально возможной угрозы. Это отличает ее от страха, который порождает реальная угроза. Мы по-разному интерпретируем эти опасности, поэтому и получается, что одни люди проживают тревожные времена, а другие — страшные. В обоих случаях это естественные реакции, которые не стоит заглушать ни у себя, ни у окружения — их следует проживать и отпускать.
Риск эмоционального коллапса
Большие потоки эмоций, повторяющиеся изо дня в день, могут привести к тому, что психика либо адаптируется к ним, либо не успевает этого сделать, что может вызвать эмоциональный коллапс.
Вспомните, как в одном из мультфильмов герой хотел результата без работы. «И так зажарится…», говорил он, переполняя печку плохо колотыми дровами и липким тестом. Конечно, пирожки не получились и печка чуть не взорвалась. Так и с переживанием эмоций окружающих — их влиянию на нас есть предел. Чтобы не допустить подобного «подтекания» или разрыва психики, «кислородную маску нужно надеть сперва на себя».
Советы по взаимодействию с эмоциями окружающих
- Ориентируйтесь на свое состояние. Первое и самое важное правило — следить за своим состоянием. Прежде чем кому-то помочь, вступать в диалог или проявлять эмпатию, спросите себя — у меня есть на это ресурс? Если его нет, честно скажите об этом и объясните, что вам нужна пауза в общении.
- Показывайте, что слышите человека. Когда мы понимаем, что хотим поддержать человека, самым простым и безопасным способом будет пересказать слова собеседника. Этот же способ поможет и справиться с эмоциональной болью окружающих. Спокойным голосом перескажите услышанное. Когда собеседник понимает, что услышан, ему гораздо легче успокоиться.
- Не переносите чужие переживания на личный опыт. Если с вами делятся болью, тревогой, страхом или другой мощно заряженной эмоцией, то отталкивающей и даже провоцирующей стратегией будет рассказ про личный опыт. Просто скажите: «Я слышу и понимаю, что тебе сейчас больно».
- Помните о позиции уязвимости. Истинная причина любого вида насилия — «это способ мышления, который ищет причину конфликта в неправильности противника. Из этого проистекает неспособность воспринимать себя или других с позиции уязвимости».
- Не давите и подумайте о собственных чувствах. Лучше рассказать, как у вас дела, успокоить и мысленно обнять. А еще обязательно поддержите себя и спросите: если бы этот человек принял мою позицию, что бы мне это дало?
- Берите паузы и не бойтесь прекращать диалог. Прежде чем перейти к словам и действиям, возьмите паузу. После задайте себе вопрос: что этот человек получает, отрицая вашу позицию?
- Соединитесь со своими чувствами и потребностями. Если вас задевают слова собеседника, появляется желание высказаться. Бережно к себе это можно сделать соединившись с чувствами и потребностями.
- Делайте дыхательные практики. Обратитесь к дыханию. Сделайте вдох на четыре счета, задержку на семь и медленный, плавный выдох на восемь и более счетов. Повторите цикл несколько раз. Это помогает телу успокоиться и дает сигнал психике, что мы в безопасности.
- Снизьте накал в моменте разговора. Физическое пространство и положение важны при взаимодействии с окружающими. Если чувствуете, что волна эмоций другого человека начала давить, переместитесь и отойдите с «линии атаки».
Подытожить все советы по взаимодействию с эмоциями окружающих можно словами австрийского психиатра Виктора Франкла: «Позволишь мне сказать секрет выживания в этом мире? Когда ты согреваешь сердце других, тогда и ты согреешься. Когда ты поддерживаешь, укрепляешь и воодушевляешь других, тогда и ты получаешь поддержку, укрепление и воодушевление в своей жизни».
Рекомендуемые книги по общению:
- Алан Баркер «Как улучшить коммуникативные навыки»
- Патрик Кинг «Как легко завести разговор с любым человеком. Искусство умной, легкой и увлекательной беседы»
- Маршалл Розенберг «Ненасильственное общение. Язык Жизни»