Вас заставляют работать сверхурочно? Используйте приемы психодрамы
Почему люди по-разному реагируют на одинаковые ситуации?
Представим ситуацию: шеф отдела требует работать сверхурочно. Одна сотрудница соглашается, хотя внутри кипит от негодования, а другая рассказывает о больной маме, которую нельзя оставить без ухода, и просит отпрашиваться домой. В чем же разница между ними?
Чтобы понять ответ на этот вопрос, нужно вернуться к самому раннему возрасту, когда формируются основы наших будущих реакций.
Формирование стратегий поведения
Все дети в определенный момент испытывают дискомфорт и выражают свое недовольство плачем. И далее развиваются три основных варианта реакции родителей:
- Родитель приходит и успокаивает ребенка.
- Родитель игнорирует плач, не обращая на него внимания.
- Родитель сердится и возмущается на ребенка.
Исходя из этих ситуаций, у ребенка формируются три стратегии поведения:
Стратегии поведения
Стратегия А: ребенок привыкает к тому, что его негодование встречается пониманием и поддержкой со стороны окружающих. Он научается проявлять свою уязвимость, рассчитывая на адекватную реакцию близких, и остается стабильным в своих реакциях.
Стратегия Б: ребенок понимает, что его состояние и переживания не имеют значения для других, и начинает заботиться о себе. Он отключает свои эмоции или винит себя за происходящее.
Стратегия В: ребенок учится входить в положение других и искать объяснения их поведению. Он понимает, что у каждого свои причины для действий, и становится более терпимым и понимающим.
Каждая из этих стратегий имеет свои плюсы и минусы, и в различных ситуациях может быть полезной. Главное — иметь возможность выбирать подходящую стратегию и не прибегать к автоматическим реакциям.
Значение привязанности
Привязанность играет важную роль в формировании наших стратегий поведения. Она может проявляться на разных уровнях:
- Ощущения (физический контакт, прикосновения)
- Похожесть (общие черты, жесты)
- Принадлежность (чувство принадлежности к семье, кругу близких)
- Значимость (желание быть важным для других)
- Любовь (эмоциональная связь)
- Познанность (возможность делиться своими мыслями и чувствами)
Отсутствие привязанности на каком-то уровне может быть компенсировано на другом уровне. Важно понимать свои потребности в привязанности и стараться их удовлетворить, как у себя, так и у своих близких.
Изучая свои стратегии поведения и осознавая свои потребности в привязанности, мы можем стать более гибкими и адекватно реагировать на различные ситуации в жизни.
Важно также помнить, что ни один родитель не идеален, и все мы можем допускать ошибки в воспитании наших детей. Главное — стремиться к пониманию и поддержке, чтобы создать благоприятные условия для формирования здоровых стратегий поведения и привязанности.