Что определяет нашу личность
Проблема тождества личности
Эта загадка в философии называется проблемой тождества личности. В явном виде ее впервые сформулировал английский философ Джон Локк. В XVII веке, когда Локк писал свои труды, считалось, что человек представляет собой «субстанцию» — этим словом философы называют то, что может существовать само по себе. Вопрос был только в том, какая это субстанция — материальная или нематериальная? Смертное тело или бессмертная душа?
Взгляд Джона Локка
Локк решил, что вопрос поставлен неправильно. Материя тела все время меняется — как же она может быть гарантией тождества? Душу никто не видел и не увидит — ведь она по определению нематериальна и не поддается научному исследованию. Как нам узнать, та же у нас душа, или нет?
Чтобы помочь читателю взглянуть на проблему иначе, Локк сочинил историю.
История о принце и сапожнике
Представим себе, что некий принц, проснувшись однажды, с удивлением обнаружил, что находится в теле сапожника. Если принц сохранил все свои воспоминания и привычки из предыдущей жизни во дворце, куда его теперь, вполне возможно, уже не пустят, мы будем считать его той же самой личностью, несмотря на случившуюся перемену.
Тождество личности, с точки зрения Локка, — это преемственность памяти и характера во времени.
Современный взгляд на проблему
Со времен XVII века наука сделала огромный шаг вперед. Теперь мы знаем, что особенности личности и характера зависят от мозга. Его травмы и болезни ведут к утрате личностных качеств, а таблетки и наркотики, воздействуя на работу мозга, воздействуют на наше восприятие и поведение.
История о телепортации
Не очень далекое будущее. Ученые изобрели телепортацию. Рецепт прост: в начальной точке человек заходит в кабинку, где сканер записывает информацию о положении каждого атома его тела. После сканирования тело уничтожается. Затем эта информация передается по радио в принимающую кабинку, где из подручных материалов собирается точно такое же тело. Путешественник ощущает лишь, что он заходит в кабинку на Земле, на секунду теряет сознание и приходит в себя уже на Марсе.
Сначала люди опасаются телепортироваться. Но находятся энтузиасты, готовые попробовать. Прибывая на место назначения, они каждый раз сообщают, что путешествие прошло отлично — это куда удобней и дешевле, чем традиционные космические корабли. В обществе укореняется мнение, что личность — это всего лишь информация.
Мораль истории
Однажды происходит сбой. Когда Дерек Парфит нажимает на кнопку в кабинке телепортатора, его тело, как положено, сканируется и информация посылается на Марс. Однако после сканирования тело Парфита не уничтожается, а остается на Земле. Парфит-землянин выходит из кабинки и узнает о неприятности, которая с ним случилась.
Тем не менее нужно поговорить. Они выходят на видеосвязь, Парфит-марсианин утешает Парфита-землянина, обещая, что будет жить свою жизнь так, как они оба планировали в прошлом, будет любить их жену, воспитывать детей и писать книгу. В конце разговора Парфит-землянин немного утешен, хотя по-прежнему не может понять, как он и этот человек на Марсе, пусть неотличимый от него ни в чем, могут быть одной и той же личностью?
Мораль этой истории заключается в том, что тождество личности во времени может быть не так уж важно — важно, чтобы то, что мы ценим и любим, продолжало существовать. Чтобы было кому воспитывать наших детей так, как мы этого хотели, и дописывать нашу книгу.
Заключение
Философы-материалисты могут сделать вывод, что тождество личности — это все-таки тождество тела. А сторонники информационной теории личности могут сделать вывод, что главное — это соблюдение техники безопасности.
Мне ближе позиция материалистов, однако здесь, как и во всяком философском споре, каждая из позиций имеет право на существование. Потому что основывается на том, по поводу чего пока не достигнуто согласие. И что, тем не менее, не может оставить нас равнодушными.