Лама Йонге Мингьюр Ринпоче: «Счастье живет в каждом из нас»

Лама Йонге Мингьюр Ринпоче: «Счастье живет в каждом из нас»
Опубликовано 15-03-2024, 04:05 в Познать себя | Интервью

**Скажите, Ринпоче, нужно ли медитировать на денежный поток, чтобы стать богатым?**

*По-русски спрашивает юноша, пробившийся к микрофону. Зал замирает. Молодой лама на сцене внимательно слушает переводчика и затем заливается смехом:*

**Ринпоче:** Нет-нет, зачем же! Лучше повторяйте мантру: "All money coming home". Для знающих — это намек на одну из главных мантр тибетского буддизма Om mani padme hum, пожелание счастья всем живым существам. И он снова смеется. А потом продолжает уже совершенно серьезно — о том, что подлинная медитация не предполагает достижения сиюминутных материальных благ, но может дать нечто большее — ощущение внутренней радости и подлинной свободы.

### SoulBalance: Журнал Time назвал вас «самым счастливым человеком в мире». Поэтому прежде всего с вами хочется говорить о счастье.

**Ринпоче:** Отлично, я очень рад! (Смеется.) В обыденном понимании счастье довольно материально и часто зависит от других людей, обстоятельств... А что имеете в виду вы, когда говорите о нем?

**Ринпоче:** Для меня счастье — это состояние ума. Радостное, уверенное, открытое. Умиротворенное, свободное, существующее в нас вне зависимости от обстоятельств. Если наше счастье зависит от внешнего, то тогда оно, как фондовый рынок, будет постоянно колебаться, а мы — периодически оказываться в глубоком кризисе. По-моему, секрет счастья в том, что оно уже присутствует в нас, прямо сейчас.

### В буддизме мы говорим о том, что счастье заложено в природе любого человека — независимо от того, как он себя ощущает в данный момент.

**Ринпоче:** У нас есть ясность, мудрость, радость — уже сейчас, в эту самую минуту. И единственная причина, по которой мы можем о них не догадываться, — это то, что в буддизме называется «пеленой омрачений». Она не дает нам разглядеть в себе свое счастье, так же как туман скрывает горное озеро.

**Ринпоче:** У людей есть такая особенность: предположим, у вас есть десять качеств, из которых девять — хорошие, а одно — плохое. На чем мы сконцентрируемся в первую очередь? Скорее всего, на плохом. Оно будет не давать нам покоя, мы будем думать о нем постоянно, переживать, испытывать вину. В Тибете любят такую метафору: если нищему подарят пригоршню алмазов, а он никогда не видел алмазов, не знает, что это, какова их ценность, он и дальше будет жить в нищете, а алмазы в лучшем случае кинет куда-нибудь в угол своей лачуги.

**Ринпоче:** Для меня счастье — это состояние ума. Радостное, уверенное, умиротворенное. Свободное при любых обстоятельствах. Но как распознать, что это алмаз? Что мы счастливы в этот самый момент и это счастье — подлинное?

**Ринпоче:** Придется учиться и делать практические задания. Птице, чтобы взлететь, нужны два крыла. Человеку также нужны два крыла — это мудрость и метод. Мудрость даст нам направление, метод — возможность действовать. Я расскажу вам одну историю. Когда я впервые приехал в США, к тому моменту я уже много медитировал. И мои друзья говорили, что мне нужно заняться спортом — чтобы поддерживать физическое тело в форме. Это правильно, болезни только отвлекают нас от практики, а не помогают ей.

**Ринпоче:** Итак, я решил заняться плаванием. И в бассейне я немедленно начал тонуть. Мои друзья советовали мне расслабиться, показывали мне правильные движения. И вдруг я вспомнил, что в детстве, в Непале, я плавал в горных озерах — по-собачьи, быстро перебирая в воде руками. И через минуту я поплыл. Я просто вспомнил то, что я уже знал. Каждый из нас в глубине себя уже умеет быть счастливым. Все, что нам нужно, — это вспомнить это состояние, соприкоснуться с ним.

**Ринпоче:** Когда я дала почитать вашу первую книгу моим друзьям, далеким от буддизма, они сказали примерно следующее: «Легко говорить о счастье, сидя в монастыре: там не нужно работать, кормить семью, строить отношения с женой или мужем, воспитывать детей. Я не верю, что его советы сработают для меня».

**Ринпоче:** Главные человеческие проблемы универсальны. Монастырь — та же семья, только гораздо больше обычной. Там сотни людей, и им приходится жить вместе. Они тоже испытывают страх, зависть, боль. Они любят или ненавидят друг друга. И им тоже приходится встречаться со своими проблемами лицом к лицу.

**Ринпоче:** Вы выполнили свой первый трехлетний ретрит в возрасте 13 лет — когда подростки на Западе проводят время совсем иначе. У вас никогда не было ощущения, что кто-то выбрал за вас вашу судьбу, что вас лишили детства?

**Ринпоче:** Нет, поскольку я сам с самых ранних лет стремился медитировать. Примерно с семи-восьми лет со мной начали происходить ужасные панические атаки. Я боялся грозы, незнакомцев, громких звуков, а иногда без видимой причины у меня начиналось жуткое сердцебиение. И я подумал, что, возможно, практика медитации поможет мне. Поэтому я попросил маму, чтобы она поговорила с отцом и убедила его дать мне наставления. А в 11 лет меня отправили в Индию, в монастырь Шераб Линг, потому что я захотел стать монахом.

**Ринпоче:** В 13 лет я попросил настоятеля этого монастыря принять меня в трехлетний ретрит. И я очень рад, что стал монахом. У меня гораздо больше времени, чем у мирянина, на то, чтобы изучать свой ум. В буддизме человеческий ум часто сравнивают с обезьяной, которая не может ни минуты усидеть на месте.

**Ринпоче:** Не, подружиться с ней! Трансформировать эту энергию и использовать. Мои панические атаки стали моими учителями. Моя идея заключается в том, что наши проблемы и трудности могут стать нашими лучшими друзьями.

**Ринпоче:** Есть три шага. Первый — осознать существование проблемы. Часто наши недостатки подобны нашей тени, их трудно распознать. Например, человек постоянно испытывает гнев. Для окружающих этот гнев неоправдан, но человек объясняет его тем, что его постоянно провоцируют. Ему кажется, что вообще-то он милый и любезный. Такой человек должен сначала увидеть свой гнев, выследить его по своим реакциям — и подружиться с ним. Потому что если начать с ним бороться, то окажется, что гнев стал сильнее или что он ускользает от нашей власти. Или что нас пугает сила этой эмоции и нам хочется убежать от нее.

**Ринпоче:** Поэтому первый шаг — сказать гневу: «Привет, я тебя вижу!» Это довольно просто. Второй шаг — научиться любящему состраданию. Если мы отнесемся к себе с любящим состраданием, мы сможем так же относиться и к другим людям. Если мы увидим, что наш гнев — это результат нашего страха, чувства неуверенности, беспомощности, нам будет легче принять его существование в себе и в других людях. Если мы отнесемся с терпимостью к себе, мы станем более терпимыми к другим. И тогда гнев перестанет быть тем, что разобщает нас с другими, он станет тем, что связывает. В этом и есть источник внутренней трансформации.

**Ринпоче:** Если мы будем относиться с терпимостью к себе, мы сможем стать более терпимыми по отношению и к другим людям

**Ринпоче:** Есть три шага. Первый — осознать существование проблемы. Часто наши недостатки подобны нашей тени, их трудно распознать. Например, человек постоянно испытывает гнев. Для окружающих этот гнев неоправдан, но человек объясняет его тем, что его постоянно провоцируют. Ему кажется, что вообще-то он милый и любезный. Такой человек должен сначала увидеть свой гнев, выследить его по своим реакциям — и подружиться с ним. Потому что если начать с ним бороться, то окажется, что гнев стал сильнее или что он ускользает от нашей власти. Или что нас пугает сила этой эмоции и нам хочется убежать от нее.

**Ринпоче:** Поэтому первый шаг — сказать гневу: «Привет, я тебя вижу!» Это довольно просто. Второй шаг — научиться любящему состраданию. Если мы отнесемся к себе с любящим состраданием, мы сможем так же относиться и к другим людям. Если мы увидим, что наш гнев — это результат нашего страха, чувства неуверенности, беспомощности, нам будет легче принять его существование в себе и в других людях. Если мы отнесемся с терпимостью к себе, мы станем более терпимыми к другим. И тогда гнев перестанет быть тем, что разобщает нас с другими, он станет тем, что связывает. В этом и есть источник внутренней трансформации.

**Ринпоче:** Если мы будем относиться с терпимостью к себе, мы сможем стать более терпимыми по отношению и к другим людям

**Ринпоче:** Есть три шага. Первый — осознать существование проблемы. Часто наши недостатки подобны нашей тени, их трудно распознать. Например, человек постоянно испытывает гнев. Для окружающих этот гнев неоправдан, но человек объясняет его тем, что его постоянно провоцируют. Ему кажется, что вообще-то он милый и любезный. Такой человек должен сначала увидеть свой гнев, выследить его по своим реакциям — и подружиться с ним. Потому что если начать с ним бороться, то окажется, что гнев стал сильнее или что он ускользает от нашей власти. Или что нас пугает сила этой эм

1
0
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Сейчас обсуждают
Скрыть комментарии Показать обсуждения