Голые люди и искусство: как менялось изображение наготы от эпохи к эпохе

Голые люди и искусство: как менялось изображение наготы от эпохи к эпохе
Опубликовано 4-03-2024, 08:32 в Познать себя | Человек среди людей

История обнаженного тела в искусстве

Древний мир

Первоначально обнаженное тело в искусстве представляло собой аллегорию. Как боги и богини символизировали высшее проявление прекрасного, так и их совершенные тела были метафорами чистоты, силы, мудрости, доброты.

40 000-летняя Венера из Холе-Фельса, старейшее известное изображение человеческого тела, покажется нам издевательством. Огромная грудь. Короткие ноги. Тучное тело. Но древними зрителями она воспринималась как амулет, связанный с плодородием. Человеческое тело было почитаемо, а подобные статуэтки могли носить как кулоны.

Древняя Греция

Культ обнаженного тела начинается в эпоху расцвета древнегреческого искусства. Греки считали обнаженное тело прекрасным. Все атлеты выступали на Олимпийских играх полностью голыми, а греческие скульпторы обожали их изображать. Начиная с V века до н. э. мастера скульптуры стремились показать совершенство тела спортсмена или воина и разработали целый жанр скульптур обнаженных мужчин под названием Курой.

Обнаженная женская фигура появилась позже, когда скульптор Пракситель создал статуи богини Афродиты наполовину голой. При этом мастер создал второй вариант той же скульптуры, но богиня на ней была уже полностью без одежды. Второй вариант покупали чаще. Греки задали негласные правила изображения голых тел. Мужчины обнажены полностью и гордо демонстрируют зрителю все части своего мощного тела, а женщины скромно прикрывают рукой грудь или лобок. Греки назвали этот жест назвали pudica, или «скромной позой».

Эпоха Возрождения

В эпоху Возрождения гуманистически настроенные богачи начали заказывать художникам картины на мифические сюжеты. На первый план вышло не изображение святых такими, как описывала их Библия и другие священные тексты, а сюжетные картины. Например, флорентийский мастер Сандро Боттичелли на заказ написал «Рождение Венеры». Обнаженная богиня, слегка прикрытая накидкой, символизирует божественную любовь, ниспосланную людям.

Заказывая мастеру эту работу, Лоренцо Медичи хотел подчеркнуть свою просвещенность. Моделью, которая позировала художнику для образа Венеры, была Симонетта Веспуччи, первая красотка Флоренции и возлюбленная Джулиано Медичи, младшего брата Лоренцо. Она позировала многим художникам. Полуобнаженное изображение девушки во времена Боттичелли не считалось чем-то предосудительным, наоборот — подчеркивало полубожественный статус натурщицы.

Эпоха Леонардо да Винчи и Микеланджело

Отношение к наготе меняется в эпоху гения Леонардо да Винчи, который первым решил отнестись к человеческому тела научно. Занимаясь анатомией, Леонардо препарировал около 30 трупов, что позволило ему изучить и зарисовать строение человеческого тела. Художник хотел постичь человека полностью, поэтому его изображения обнаженных тел больше напоминают учебник по анатомии, а не живописные произведения. Голые мужчины и женщины не вызывают эротических фантазий, скорее наоборот.

Похожий интерес к человеческому телу вдохновлял и другого гения эпохи Возрождения — Микеланджело Буонарроти. Мастер изображал обнаженные мускулистые тела юношей, воздушные силуэты девушек с идеальными пропорциями. Физическая красота человека завораживает, но и тут нет и намека на сексуальность. Под кистью художника красота тела неотделима от красоты души.

XX век

С появлением учения Зигмунда Фрейда отношение к изображению наготы начинает меняться. В ХХ веке многие художники были одержимы идеей сексуальности. Фрейд воспевал влечение к смерти, сублимацию, эрос и авторитарность. Художники по-своему осмысливали эти идеи.

Например, в 1932 году Пикассо пишет «Обнаженная, зеленые листья и бюст». Оценить красоту юной натурщицы Пикассо по этой картине сложно, кубизм не предполагает эротичности. Но девушка позировала художнику голой, и весь эротизм скрывается в процессе написания картины. Его вечный соперник Сальвадор Дали на картине «Обнаженная на пляже в Розес», наоборот, рисует подчеркнуто сексуальную девушку, прототипом которой была жена Дали Гала, обладавшая идеальными изгибами тела.

Спустя полвека художники-экспрессионисты показывают свое видение голого тела. Подчеркнуто натуралистичного. Сексуально оно или нет, решает зритель, который может не стесняться своих предпочтений. Картина Люсьена Фрейда «Социальный смотритель спит» была написана в 1995-м и продана на аукционе за 33 миллиона долларов Роману Абрамовичу. Руководитель центра занятости Сью беззаботно спит на кушетке, ничуть не стесняясь своего неидеального тела.

Таким образом, отношение к обнаженному телу в искусстве менялось на протяжении веков, от символа божественной красоты до выражения сексуальности и индивидуальности.

0
0
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Сейчас обсуждают
Скрыть комментарии Показать обсуждения