«Познавать себя — значит себе удивляться»

«Познавать себя — значит себе удивляться»
Опубликовано 4-03-2024, 06:58 в Самооценка | Познать себя

Что значит познать самого себя?

Поначалу познание себя принимает форму знания о себе. Знание — это мудрость, которую можно сформулировать словами: я такой-то человек. Она сообщает нам о том, что мы называем нашей индивидуальностью.

Выстраивание

Тот, кому в детстве не удалось выстроить свое «Я», нередко сильно страдает. Его мучает неясный страх, и он даже может оказаться на грани распада личности. Но вопрос в том, чтобы узнать, действительно ли это драгоценное «Я», эта личность, эта персона и есть наша глубочайшая реальность, наша сущность.

37-летняя София пришла ко мне на консультацию, которая проходит в форме сократовского диалога. Это метод рассуждений и поиска истины в форме «неудобных», провоцирующих вопросов, который практиковал основатель греческой философии Сократ. Работа приносит Софии удовлетворение, она замужем, у нее двое детей, но иногда она страдает от ощущения одиночества: ее не видят и не слышат такой, какая она есть на самом деле.

Сократовский парадокс

Таков сократовский парадокс: именно в той мере, в какой ты можешь сказать «Я ничего не знаю», ты приближаешься к пониманию себя.

«Кто вы?» Начинается поиск, София определяет себя: «Я то, я это…» Черты характера, профессиональные навыки, вкусы, склонности — София описывает свою индивидуальность.

Движимый желанием узнать ее по-настоящему, я не довольствуюсь ее ответами и продолжаю задавать вопросы. Пока не возникает пауза: «Кто я? Я не знаю… Я больше не знаю… С меня хватит!» София в гневе: «Все это ничего не даст, давайте покончим с этим! Я это… Я есть то, что я испытываю, и…» Я перебиваю: «Простите, что вы только что сказали?» София отметает вопрос, ее фраза кажется ей абсурдной: «Это просто вырвалось».

Творческий акт самопознания

Вырвалось? Конечно. Для Софии ее истина, именно ее, смогла прорваться на поверхность: она — это то, что она испытывает. Она могла бы сказать: «Мои чувства, мои эмоции, мои самые простые телесные ощущения — все это я всегда исключала из того определения себя, которое я принимала за мое «Я». Но я не что иное, как то, что я испытываю! Все остальное — роли, маски, видимость…»

Постепенно София смогла расстаться с тем образом себя, который она всегда пыталась поддерживать, и стала жить ближе к своим ощущениям, к себе реальной.

Постоянно создавать себя

Всем знакомы эти «мгновения благодати», когда рождается точный жест, верное слово, правильный поступок. Когда мы действуем естественно, не задумываясь, и при этом с несвойственной нам внимательностью.

Друг в отчаянии — и с наших губ слетает истина, которая открывается нам в тот момент, когда мы ее произносим… А в экстремальных обстоятельствах, когда нужно быть либо героем, либо трусом и когда мы, действуя, обнаруживаем в себе силы и способности, о которых не подозревали?

Это своего рода вдохновение: поскольку я сумел освободиться от того, что, как я считал, я знаю о себе, я даю возможность выразиться — спонтанно и творчески — моей глубинной сущности. Самопознание не есть данное нам знание. Это всегда творческий акт.

Надежность и творчество

Надежно укрывшись в границах нашего «Я», мы знаем, кто мы такие и как нам вести себя в стандартных, заранее известных ситуациях. Настоящее познание себя состоит не в том, чтобы повторяться, а в том, чтобы творить.

Познание себя означает, что мы больше ничего не знаем о себе и вдруг позволяем себе себя же удивить. Это значит не быть таким же. Это значит быть действительно собой.

Почему они так редки, эти моменты, когда мы можем познакомиться с собой? Потому что за них приходится платить безопасностью. Надежно укрывшись в границах нашего «Я», мы знаем, кто мы такие и как нам вести себя в стандартных, заранее известных ситуациях. Мы даем ощущение безопасности другим людям, и они отвечают нам тем же: разве не основана вся общественная жизнь на тонких, но очень мощных ограничениях, которые удерживают людей в границах их предсказуемого «Я»?

Сократ был приговорен всего лишь за то, что осмелился усомниться в этом конструкте, который мы называем своим «Я». Но не будем обманываться: философ говорит с нами о нашей жизни. Каждое событие, каждая встреча, каждая неожиданность, которые выводят из равновесия, побуждают покинуть наезженные дороги нашей жизни, осознать тщетность и ужасающую недостаточность всего того, что мы якобы знаем — о других, о мире и о себе, — и дать наконец захватить нас той свободной и вдохновенной стихии, которая живет в каждом.

Об эксперте

Дени Марке — французский философ, писатель, психотерапевт.

0
0
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Сейчас обсуждают
Скрыть комментарии Показать обсуждения