«Быть в состоянии спокойствия, когда вокруг хаос»: как психологи работают в кризисных ситуациях
Психология экстремальных ситуаций: как оказывать помощь
Что такое экстремальная ситуация?
Все мы представляем, что такое экстремальная ситуация: обычно это обстоятельства, в которых присутствуют разрушения, смерть людей, реальная угроза жизни. Психология экстремальных ситуаций признается профессионалами со всего мира как отдельный вид психологической помощи.
Виды психологической помощи
1. Первая помощь
Прямо на месте происшествия, как правило, пострадавшим оказывают помощь в формате PFA (от англ. psychological first aid — психологическая первая помощь). Она направлена на поддержку и нормализацию острого состояния и не включает глубинной психологической работы, применяемой позже. Для нее существуют руководства ЮНЕСКО и ВОЗ.
2. Психотерапия острого стрессового расстройства (ОСР)
Она оказывается компетентным клиническим психологом, работающим в рамках когнитивно-поведенческой терапии или EMDR — метода лечения посттравматических стрессовых расстройств. Такая терапия применяется к клиентам, у которых наблюдаются симптомы дисфункции психики в течение первого месяца после событий.
3. Дебрифинг
Дебрифинг, то есть одноразовая беседа с человеком, только что пережившим чрезвычайную ситуацию, может вызвать временное облегчение, но усугубить симптомы ОСР в долговременной перспективе. От нее лучше отказаться.
Первичная кризисная психологическая помощь сфокусирована только на актуальных потребностях. Все глубинные интервенции запрещены, необходимо поддержать человека в состоянии острого стресса.
Опыт работы в экстремальных ситуациях
Участвуя в благотворительном проекте #психопомощь2022 в качестве волонтера, я с февраля по апрель оказывала экстренную помощь по телефону людям, которые находились в зоне боевых действий. Это было сложно: на линию звонили люди с агрессивными, истероидными реакциями, плачем, ступором, страхом, апатией, бредом и галлюцинациями.
В последнем случае необходим психиатр, но, работая на подобного рода горячей линии, ты не можешь бросить клиента.
Как кризисный психолог, я понимаю, что пострадавшие могут выражать сильные эмоции и мне следует максимально абстрагироваться от ситуации. Были моменты, когда клиенты свои негативные и отрицательные эмоции направляли на меня, но в таких случаях я придерживаюсь принципа «не обижаться», понимая людей. Я просто продолжала делать свою работу, уважительно и максимально деликатно — разговаривая мягко, но убедительно, показывая, что я здесь для того, чтобы помочь.
Но иногда все же приходилось самой применять те же дыхательные техники, которые я рекомендовала клиентам. Отсутствие эмоционального вовлечения помогало разрядить напряженные ситуации. Также поддерживать спокойствие помогало использование невербальных стратегий. К примеру, в случае проведения консультации по видеосвязи это были открытая поза, наклон вперед, удержание зрительного контакта.
В целом работа психолога в экстремальных ситуациях требует выдержки, эмоциональной стойкости, отточенных навыков работы по протоколу. Требует умения войти в состояние спокойствия, даже если вокруг хаос, и стать якорем для пострадавшего.