«Рад бы жениться, да май не велит»: приметы и традиции последнего месяца весны
Майские обычаи на Руси
Хочется думать, что, когда на Руси шел третий месяц весны — пока к нашим предкам не пришло его византийское название, — никто не «маялся». Но нет. Маялись. Еще как! Хоть и назывался он более оптимистично — травень или цветень, но считался одним из самых тяжелых месяцев в году.
Трудности мая на Руси
Во-первых, голодно: все припасы давно съедены. Одно спасенье — скот уже на выгоне. «Майская трава и голодного кормит!» — говорили в старину. Во-вторых, для сельского уклада жизни это был месяц активных посевов. Крестьянину в мае приходилось очень много работать в поле. Настолько много, что даже жениться в эту пору считалось неприличным: ну какая свадьба, когда надо заготавливать урожай на весь год?
Празднование Первого мая
В этом году на 2 мая приходится важный христианский праздник — Пасха. Почему в этот день принято есть именно яйца и почему их красят? По христианскому преданию Мария Магдалина пришла с проповедью к римскому императору Тиберию. Мария была бедна и, чтобы не идти с пустыми руками, принесла в дар императору яйцо со словами: «Христос Воскресе!» Тиберий ответил, что воскреснуть мертвому невозможно — так же, как и яйцу из белого стать красным. В тот же миг яйцо покраснело.
Древние язычники окрашивали яйца кровью животных и даже жертвенной кровью человека, чтобы использовать их в обрядах погребения, очищения от грехов, встречи нового года и весны. Единственное, что совпадает в прежних и современных традициях, — красный цвет. В христианстве это символ крови распятого Христа и его воскрешения. Кровь есть жизнь.
Славянские обычаи
Само яйцо для древних славян было символом жизни, так как в виде большого яйца им представлялся мир. Посредине него, как желток, находится Земля. Верхняя часть «желтка» — живой мир людей, нижняя сторона — мир мертвых. А вокруг Земли, подобно яичным белкам и скорлупе, — девять небес. Из-за этого мы говорим не только «небо», но и «небеса».
По майскому календарю русской деревни почти каждый день посвящен посеву той или иной культуры — есть специальные дни для гороха, льна, огурцов. Мне нравится обычай, которым сопровождали засев пшеницы на Арсентьев день — 8 мая. Люди пекли пшеничные пироги и выходили с ними на перекрестки дорог за околицу.
«Прохожий — человек Божий», — считали в деревнях. И если ты сделал ему добро, угостив хлебом, то и земля одарит тебя плодородием в ответ. Все по закону бумеранга.
Такие майские обычаи и верования украшали жизнь наших предков и делали каждый день особенным. Надеюсь, что мы сможем сохранить и передать эти традиции будущим поколениям.