Взрослеть... А может, не надо?

Взрослеть... А может, не надо?
Опубликовано 3-03-2024, 00:26 в Познать себя | Человек среди людей

Как и когда я стал взрослым? Не имею ни малейшего представления!

Хотя я не считаю себя ни ребенком, ни инфантильным, — пишет философ Андре Конт-Спонвиль. — Но этот переход произошел очень постепенно и незаметно. Это было не событие, а процесс, работа, долгое выздоровление. Я никогда не чувствовал, что детство — счастливое время. Стать взрослым значило окончательно выбрать счастье в противоположность детству.

Возможно, мы хотим расстаться с детством

Но готовы ли мы быть взрослыми? Кого из нас (сколько бы нам ни было лет) не охватывает иногда страх не справиться, не суметь постоять за себя, желание спрятаться под одеяло? Не превращаются ли взрослые в вымирающий вид, в клуб, вступить в который все меньше желающих? Стоит ли этому удивляться в наше время, когда серьезность и зрелость не слишком-то ценятся?

Границы жизни

Взрослость — это, конечно, факт личной биографии, внутреннее ощущение, которое может прийти в любой момент. Общественное мнение склоняется к тому, что взрослыми мы становимся между 16 и 24 годами.

«Вообще для большинства наших сограждан взрослое состояние длится с 16 до 60 лет, — поясняет социолог Алексей Левинсон. — Эти границы примерно совпадают с получением аттестата зрелости в начале и пенсионного удостоверения (для женщин) — в конце». Правда, 29% молодежи в возрасте от 18 до 26 лет не считают себя взрослыми, да и в следующей возрастной группе (26–35 лет) таких тоже немало — 10%.

Но есть и другое восприятие, менее привязанное к паспортному возрасту. «Сейчас юность значительно потеснила взрослость, и до 20 лет тинейджеры считаются детьми, — замечает социальный психолог Маргарита Жамкочьян. — На наших глазах активно, я бы даже сказала агрессивно, за счет взрослости, удлиняется молодость. Многие предрекают постепенное исчезновение этого понятия вообще: взрослые не стареют, дети не растут».

Реклама неустанно обращается к молодежи

Реклама неустанно обращается к молодежи, и дошло до того, что молодые стали основной референтной группой. Креативным сотрудникам рекламных агентств, живущим в искусственном мире, который Фредерик Бегбедер описал в бестселлере «99 франков», а Виктор Пелевин — в «Generation П», трудно привыкнуть к мысли, что покупательная способность теперь чем дальше, тем больше переходит к людям более старшего возраста.

Путаница в ориентирах

Способны ли мы сами дать точное определение взрослому? Пока мы не выросли, он представляется нам этаким «человеком в футляре» — рассудительным, но занудным персонажем, воплощающим правила, ограничения, запреты.

Так думает, например, Пеппи Длинныйчулок из детской книжки Астрид Линдгрен: «Взрослым никогда не бывает по-настоящему весело. Да и чем они заняты: скучной работой или модами, а говорят только о мозолях и подоходных налогах… И еще они портят себе настроение из-за всяких глупостей...»

Или все-таки в том, чтобы быть взрослым, есть свои радости, своя гармония? «Взрослый человек — тот, кто не нуждается в родителях, — утверждал индуистский мистик Ошо. — Взрослый человек — тот, кому не нужно ни за кого цепляться и ни на кого опираться. Взрослый человек — это тот, кто счастлив наедине с собой».

А вот определение Андре Конт-Спонвиля: «Взросление означает верность детству и одновременно отказ от стремления навечно остаться в детстве».

1
0
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Сейчас обсуждают
Скрыть комментарии Показать обсуждения