Приметы и традиции ноября: отметить курьи именины и заснуть в гробу
Такого листопада…
Ноябрь в народном календаре — месяц, знаменующий переход от осени к зиме. Природа погружается в сон: выпадает первый снег, реки покрываются льдом. Наши предки верили, что первые морозы пугают всю нечисть, и она бежит с земли. Так и говорили: «Зима приезжает на пегой кобыле и разгоняет всех нечистых».
Происхождение названия
Ноябрь — латинское название, которое произошло от слова novem, что означает «девять». По староримскому календарю, начинавшемуся в марте, ноябрь был девятым месяцем. К нам это название пришло вместе с крещением Руси, а прежде назывался этот месяц листопадом. Кстати, до 1492 года «первый день во году» у нас тоже приходился на 1 марта. Но почему листопад?
Если смотреть по нынешней погоде, это название больше подходит октябрю или ноябрю, но на юге России. Дело в том, что наши славянские предки жили на территории, где в этом месяце было еще относительно тепло — в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе. Белорусы, украинцы, чехи и поляки до сих пор называют ноябрь именно так.
Курячьи именины
В народном календаре 1 ноября — особенный день, который называли «Курячьими именинами» (в современном календаре он приходится на 14 ноября). В этот день почитали святых Косьму и Дамиана — врачей и чудотворцев. В народной традиции они стали ремесленниками-кузнецами Кузьмой и Демьяном, а где-то этот образ трансформировался даже в «матушку Кузьмодемьяну».
В ноябре Кузьма и Демьян много ковали — свадебные оковы, первые морозы, лед на реке: «Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю святую Русь в ней ледяные цепи куются». Но не одной ковкой заняты были божьи кузнецы: покровительствовали они над курами, а потому справляли в народе курьи именины, или Кузьминки.
- В некоторых регионах куры считались целебными животными.
- В Москве также существовал обычай дарить куриц на Кузьминки.
Охрана животных
Дворовой — тот же домовой, только хозяйствовал он во дворе дома, «начальствуя» над домашним скотом и следя за порядком. Настроение у него могло портиться не реже, чем у людей. Ни с того ни с сего дворовой становился лихим: издевался над скотиной и всячески пакостил. Невзлюбит вдруг лошадь, а животное занеможет.
Для таких случаев существовал охранный ритуал, который быстро ставил лихого на место. Нужно было взять помело и сесть на лошадь, которую невзлюбил дворовой. Размахивая метлой и объезжая на лошади двор, к дворовому обращались так: «Батюшка дворовой, не разори двор и не погуби животину!»
Зимние гулянья
Зимние гулянья на санях начинались в конце ноября. Первая такая вылазка была особенно важна в той семье, где осенью состоялась свадьба. В этот день молодая жена впервые выходила в свет и, как велел обычай, раскланивалась всем соседям.
Первыми в расписные, позолоченные сани садились новобрачные, а за ними, как описывал это собиратель народных преданий и обычаев Иван Сахаров, «длинный поезд родных» — на повозках, украшенных волчьими и медвежьими мехами.
- На гуляньях молодую жену провожали родственники и соседи.
- Праздничная пирушка завершала торжество.
Лихой Георгий
Прежде 26 ноября — Юрьев день был народным праздником: в эту дату почитали святого Георгия Победоносца. А еще в конце ноября завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ, и крестьяне могли перейти от одного помещика к другому. Помещика о переходе предупреждали заранее, обычно за неделю.
В 1607 году царь Василий Шуйский отменил для крестьян право такого перехода. Так и стали говорить: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» С этой же отменой связан и фразеологизм «объегорить» — от имени Егорий, как в народе называли святого Георгия. Фразеологизм означает «надуть, обмануть, не выполнить своего обещания».