Фестивали, фан-арты и фанфики: что такое фандомы и почему люди в них вступают
Фандом: что это такое?
Фанатское сообщество (фандом или фэндом — от англ. fandom) выстраивается вокруг любого популярного явления: сериала, музыкальной группы, книги или компьютерной игры. Фандом от простых заинтересованных обывателей отличает большая вовлеченность: они активно следят за новостями, связанными с любимым проектом, подписаны на социальные сети его участников, часто сами создают фанатский контент. Нахождение в фандоме требует большой самоотдачи: эмоциональной, творческой и интеллектуальной.
Происхождение фандомов
Протоформой современных фандомов можно считать любое объединение людей, связанных высоким уровнем вовлеченности в какое-то культурное явление. Активно развиваться они стали в эпоху появления культовых произведений в жанрах «фэнтези» и «фантастика»: «Хоббит, или туда и обратно» и «Властелин колец», сериал «Звездный путь», киноэпопея «Звездные войны» и другие. Фан-базы этих произведений по-прежнему активны и многочисленны.
Фандом в цифровую эпоху
С появлением интернета взаимодействие фанатов перекочевало на цифровые платформы: тематические группы в соцсетях, фанатские сайты и форумы, чаты с единомышленниками. Интернет не только делает из разрозненных поклонников глобальное интернациональное сообщество, но и позволяет фанатам коммуницировать с авторами, актерами, певцами — теми, из-за кого фандом и появляется.
Психология фандомов
Фандом — это интернет-явление, вне социальных сетей почти не приспособленное к самоорганизации. Но несмотря на колоссальную роль интернета, фандомы проявляют себя и в «реальной» жизни — с помощью фанатских конвенций, тематических фестивалей и встреч.
Причины появления фандомов
Быть частью общества – одна из базовых потребностей человека. Людям жизненно необходимо принадлежать к какому-то объединению и чувствовать, что это сообщество признает их как своих членов. Психолог Виктория Ашихмина выделяет несколько потребностей, которые реализуются с помощью фанатских сообществ: потребность в принадлежности, потребность в самоидентификации, потребность в идентификации другого человека, потребность в безопасности.
- Потребность в принадлежности
- Потребность в самоидентификации
- Потребность в идентификации другого человека
- Потребность в безопасности
В сообщество объединяются по какому-то принципу, то есть люди ищут единомышленников со схожими интересами. «Эти места (фандомы — прим.) с самого начала моего увлечения ими приносили мне ощущение общности, которое я, к сожалению, не находила в реальности», — признается девятнадцатилетняя Елизавета.