«А я живу две жизни»: 3 вида детского вранья
Кадр из фильма «Искупление» (2007 год)
1. Страх наказания
Причина: Часто вранье — косвенное свидетельство внутреннего дискомфорта. Ребенок боится публичных упреков или наказания. Причина не столько в самом проступке, который он сам переживает, сколько именно в реакции на него взрослых. Теряется тетрадь с двойками или замечаниями. Придумывается мнимый повод для драки, прогула урока или плохой оценки. "А что, я все правильно сказал, только в числе ошибся. А она…" Такая ложь, надо признать, исключительно вина родителей.
Что делать: Проштрафившийся ребенок нуждается не в наказании. Впрочем, и не в заведомом оправдании (что порой еще хуже). Не в требовании публичного раскаянья, а в сочувствии и понимании. Он виноват, да, но лучше, если эту вину разделит с ним кто-то из его близких. И все ведь можно поправить. В этом случае для вранья не останется почвы. Виноват, но не одинок — вот в чем дело.
2. Желание понравиться
Причина: Случается, ребенок говорит неправду из желания понравиться родителям. Дочка или сын тонко подметили, что родители недовольны методами и поведением классной руководительницы. И вот изо дня в день он приносит в дом все более страшные истории: "Сегодня Ольга Ивановна опять…"
Что делать: Здесь все плохо. И сладострастная жажда доносительства, и родительская доверчивость и потакание. А сама манера жаловаться произошла, конечно, из привычки взрослых всегда искать виноватого в другом, так что надо переставать это делать.
3. Фантазирование
Причина: Есть и еще одна форма вранья, про которое умные родители говорят: да это же он не врет, а фантазирует. Действительно, в определенном возрасте почти все дети превращаются в маленьких Хлестаковых. Они на каждом шагу сочиняют про себя небывалые истории, хвастаются, придумывают какую-то вторую, параллельную жизнь.
Девочка, например, взахлеб рассказывает, что до уроков, в шесть утра ходит на занятия синхронным плаваньем (кому-то из сверстниц позавидовала). Или что она, как Пеппи Длинныйчулок, самая сильная девочка в мире, и шагает для наглядного сходства одной ногой по тротуару, а другой — по мостовой.
Что делать: Ловить в этот момент ребенка на лжи неплодотворно и опасно. Лучше улыбкой или необидным наблюдением подать знак, что эта игра понятна, даже включиться в нее, незаметно придавая шутливый тон. А при этом подчеркивать всякое реальное достижение ребенка, насыщать его жизнь действиями, каждое из которых может привести к успеху. Потому что опасность того, что фантазия начнет подменять и вытеснять реальную жизнь, все же есть.