Какие фигуры нам нравятся на самом деле?
Индустрия моды: реальность и иллюзии
Иллюзии о идеальном теле
Индустрию моды долгое время критикуют за пропаганду нереалистично худого женского тела. В 1980-х годах исследователям удалось доказать, что мужчинам вовсе не настолько нравится худощавое телосложение, насколько мы привыкли считать.
В прессе это открытие интерпретировали как свидетельство того, что мужчины считают тощих супермоделей непривлекательными, предпочитая пышные формы. И 40 лет спустя цитатами из этих статей пестрят статьи в популярных изданиях.
Исследование Рене Энгельн и Сары Н. Джонсон
Профессор психологии Северо-Западного университета США Рене Энгельн совместно с коллегой Сарой Н. Джонсон решили проверить утверждение, что женщины находят стройных моделей привлекательными, а мужчины — слишком худыми.
Результаты показали: и мужчины, и женщины переоценивают привлекательность манекенщиц для другого пола. Заблуждаются и те, и другие.
Реальные фотографии супермоделей
В более ранних исследованиях ученые использовали шкалу рисунков с женскими силуэтами. А Рене Энгельн со своей группой использовали реальные фотографии супермоделей. На них было видно как минимум три четверти тела, а лица закрывались, чтобы их черты не влияли на выбор.
Мы видим фигуры фотомоделей, они создают в нашем сознании некий образ, идеал, к которому женщины осознанно и неосознанно стремятся.
Результаты исследований
Более 1000 добровольцев оценивали, насколько привлекательным им кажется тело каждой участницы и насколько она худая — по шкале от «слишком худая» до «слишком толстая». Помимо этого мужчины угадывали, какой будет оценка женщин, а женщины пытались предсказать мнение мужчин.
Результаты исследований приводили к одному выводу: женщины сильно переоценивали то, насколько мужчинам нравятся безукоризненные тела манекенщиц. При этом и мужчины ошибались, пытаясь дать оценку моделям от имени участниц опроса.
Идеалы и реальность
Данные исследования снова показывают, что мужчин привлекают более полные женские тела, чем те, что мы видим фотографиях в модных журналах. Но не все женщины прислушиваются к этому аргументу. Образ привлекательного женского тела у многих представительниц слабого пола сформировался еще в детстве.
С ранних лет мы смотрим на рекламные образы, героинь популярных фильмов, актрис и икон стиля. Мы видим фигуры фотомоделей, и они создают в нашем сознании некий образ, идеал, к которому женщины осознанно и неосознанно стремятся. Даже злополучная кукла Барби соответствует тому же недостижимому стандарту.
Путь к принятию себя
Желание женщин перестроить свое тело в соответствии с заданными стандартами приносит огромную выгоду бизнесу. Всевозможные средства для похудения, программы и марафоны, книги о волшебных диетах, пластическая хирургия... Список тех, кто наживается на этом женском заблуждении, весьма обширен.
Такие тренды, как бодипозитив и привлечение более полных моделей для рекламы, как правило, принимают далеко не все. В некоторых случаях это просто попытка брендов сыграть на новых настроениях в общественном сознании и завоевать доверие покупателей.
Именно поэтому стоит еще раз обратить внимание на позитивный посыл психологических исследований. И мужчины, и женщины в большинстве своем голосуют за более реалистичные формы тела, а не за те образы, что пропагандирует индустрия моды. И если расширится размерный ряд моделей на подиумах, а в журналах мы будем чаще видеть тела «для жизни», а не только для выгодной демонстрации одежды, это наверняка привлечет больше доброжелательных откликов, чем критики со стороны широкой публики.