Как реклама заставляет нас есть

Как реклама заставляет нас есть
Опубликовано 13-03-2024, 05:34 в Самооценка | Познать себя

Эффект аппетитных изображений

Эта штука на картинке в экране выглядит просто замечательно, так и хочется ее откусить: хрустящее тесто, пышная начинка с запеченным сыром. Разве не чудо эта пицца? Мы смотрим на нее и почти в реальности ощущаем запах и вкус во рту. Хотя на самом деле нас искушает всего лишь рекламная фотография. Но это работает. Как?

Аппетитные фотографии и ролики еды и напитков манят с рекламных щитов и из витрин магазинов, они прерывают интересные фильмы и телепрограммы, заставляют прыгать со страницы на страницу в интернете. Кажется, высококалорийная еда заполонила все вокруг. Но что на самом деле делают с мозгом эти оптические стимуляторы? Можем ли мы противостоять их воздействию? И ответственны ли они, хотя бы частично, за нашу постоянную борьбу с лишними килограммами?

Принцип собаки Павлова

Этими вопросами задался психолог Йенс Блехерт из Зальцбургского университета. «Нам уже хорошо известны основные характеристики тех процессов, которым «аппетитные» изображения обязаны своим эффектом», — говорит исследователь. Качественно сделанная фотография вкусного блюда заставит большинство наблюдателей почувствовать то же, что и знаменитая павловская собака. В эксперименте Павлова, проведенном в начале XX века, собаке давали еду, когда ученый звонил в звонок. Животное быстро усваивало эту связь, и одного звука колокольчика было достаточно, чтобы пробуждался аппетит и выделялась слюна.

Такие процессы научения, которые бихевиористы называют классическими условиями, существуют и у людей. Однако в последние десятилетия они не вызывали особого научного интереса, и эта концепция вышла из моды. «Но недавно ситуация изменилась, — говорит Йенс Блехерт. — Ожирение и его последствия для здоровья стали серьезной проблемой во многих странах. Почему люди едят больше, чем необходимо? Похоже, происходящие в человеческих организмах процессы очень похожи на те, что были у собаки Павлова».

Влияние аппетитных изображений на мозг

Вид аппетитных изображений влияет на участки удовлетворения в мозге. «Эти картины черпают силу из предыдущего опыта с соответствующей едой», — объясняет Йенс Блехерт. Неизвестная еда, вероятно, воспринимается нами нейтрально. Но достаточно попробовать что-то однажды и найти это вкусным, чтобы в следующий раз при виде изображения этого блюда сработало воспоминание».

Например, поедание бургера стимулирует отток слюны, повышает уровень сахара в крови, высвобождает инсулин, запускающий метаболизм, и относительно быстро возникает приятное чувство насыщения. Этот положительный опыт запоминается мозгом. В следующий раз нам не нужно никакого бургера перед носом, чтобы захотеть его снова. Постера в ресторане быстрого питания достаточно, чтобы заставить слюну выделяться, запустить выработку инсулина и всевозможные психологические процессы.

Влияние диеты на выбор продуктов

25 женщинам показали фотографии еды с разной калорийностью: от фруктов, овощей и хрустящих хлебцев с творогом до чипсов, пиццы и пирожных с кремом. Участницам предложили представить, как повлияет употребление этих продуктов на них сейчас и в будущем. В эксперименте выяснилось, что мы можем точно и быстро оценить энергетическое содержание пищи. Нам едва нужно больше 15 сотых секунды на это.

ЭЭГ показали, что раздражители высококалорийной и низкокалорийной пищи в мозге обрабатываются по-разному. После эксперимента у участников было больше желания поесть, чем раньше. Тем не менее отдельные продукты были более привлекательны в зависимости от того, на чем сосредотачивались респонденты: на ожидаемом краткосрочном удовольствии или проблемах со здоровьем, которые могут возникнуть в будущем. С изображениями высококалорийной пищи сиюминутные ожидания усилили желание, а долгосрочная перспектива уменьшила его. Для низкой калорийности все было наоборот. Те, кто рассматривали изображения продуктов питания в долгосрочной перспективе, в конечном итоге выбирали более здоровую пищу.

1
0
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Женщина, которая помнит все: невероятная история 31-летней РебеккиРадмила Хакова: «Я нашла человека, которого искала»«Я потерял смысл жизни»: как быть, если последние события в мире лишили вас чего-то важного7 странных вопросов, чтобы увидеть в жизни цельПорноместь: что делать, если вас шантажируют публикацией интимных фотографийВ поисках лучшей жизни: большие маленькие нюансы эмиграции«У тебя скоро появится братик»: как научить ребенка справляться с ревностью«Медперсонал шептался, что я нечистая»: три истории о жизни с ВИЧ в России30 самых искренних фраз, чтобы сказать о любвиПочему мы теряем старых друзей. Опыт психодрамыДобры ли мы от природы?«У меня все слишком легко складывается»Сверхспособности вашей собаки: 7 научных фактовКогда чужая зависть вызывает в нас чувство стыда3 способа (не) обесценивать себя: мужчины честно о том, как используют слабые стороны женщин
Показать ещеСкрыть
Сейчас обсуждают
Скрыть комментарии Показать обсуждения