Люди (не) должны работать
Работать или не работать: вот в чем вопрос
Десять лет назад я путешествовала по Америке и провела неделю в гостях у одного весьма состоятельного военного. Отец семейства бывал дома по вечерам, и мною в основном занималась его жена Джилл, замечательная дама средних лет, мать четырех взрослых дочерей. Помимо того чтобы развлекать меня, у нее были и собственные дела: гольф, фитнес, общественные мероприятия, церковь, встречи с кем-то из дочерей, благотворительность. Вряд ли этим исчерпывалась ее жизнь, но это все, что я успела заметить за неделю, проведенную вместе.
Свобода выбора или необходимость труда?
Однажды мы отправились смотреть статую Свободы. В Нью-Йорке, как и в Москве, улицы были заполнены спешащими куда-то людьми. Посмотрев на них, я спросила Джилл: «А ты хотела когда-нибудь чем-то заниматься? Сделать карьеру, реализоваться профессионально?»
С ноткой недоумения в голосе Джилл ответила: «Я счастлива, что никогда не была вынуждена работать». Больше всего меня поразило тогда то, до какой степени я удивилась.
Капиталистическая система построена на идее упорного индивидуального труда. Передо мной как будто распахнулась дверь в неведомый мир восприятия реальности: ни на психологическом факультете, где я тогда училась, ни в Советском Союзе, ни в перестраивающейся России этому не учили. И действительно, откуда я узнала, что должна работать? Каким образом идея «люди должны работать» поддерживается в нашем обществе?
Труд как обязанность или право?
У маленького ребенка взрослые часто спрашивают: «Кем ты станешь, когда вырастешь?» В школе детям объясняют, что они должны хорошо учиться, чтобы потом хорошо работать. Вопрос «Кто он (она)?» на самом деле означает «Кем он (она) работает?».
В СССР людей, которые не работали, называли тунеядцами, их подвергали общественному порицанию, судили, изгоняли из страны — как, например, Иосифа Бродского.
Из пословиц мы знаем, что «без труда не выловишь и рыбку из пруда», «труд создал человека», «кто не работает, тот не ест». То, что упорный труд — залог успеха, следует из сказок и басен: «Попрыгунья-стрекоза», «Золушка», «Три поросенка», «Морозко».
Многие психологи и философы утверждают, что человек будет здоров и счастлив, если реализует свои способности, а невозможность работать в полную силу может стать причиной болезней и несчастий.
Альтернативные взгляды на труд
Работа — это не обязанность, а право и даже привилегия: феминистки отстаивают право женщин работать с мужчинами на равных, доказывая, что только в этом случае женщина будет жить как человек, обретет независимость и самореализуется.
Способность самостоятельно зарабатывать и содержать себя — один из критериев необходимого перехода ребенка в статус взрослого. Государство поддерживает трудящихся: работая, можно получить оплачиваемый отпуск, пенсию и медицинскую страховку.
Но встречаются ли другие, альтернативные знания, которые поддерживают прямо противоположную идею — «люди не должны работать»? Как сказал Оскар Уайльд, «работа — последнее прибежище тех, кто больше ничего не умеет».
Трудиться означает одновременно зарабатывать деньги и не располагать временем их потратить. К тому же деньги требуют особого внимания: они дешевеют, их надо сохранять и приумножать — чем больше человек зарабатывает, тем больше он вынужден работать, и уже непонятно, деньги работают на него или он на них.
А кто сказал, что пресловутая самореализация связана только с работой? Если человек танцует, фотографирует, любуется природой, играет с ребенком или помогает старушке перейти улицу, разве он не реализует свои способности или не приносит пользу обществу?
Мы живем в обществе потребления, рекламные кампании создают новые потребности, заставляя нас желать вещи, о которых минуту назад мы и не знали. Чтобы получить желаемое, мы работаем: «Счастлив не тот, у кого все есть, а тот, кому ничего не надо».
Емеля, Иван-дурак и 33 года пролежавший на печи богатырь обошлись без упорного пожизненного труда. В сказках сосредоточена вековая народная мудрость — многие известные герои обрели все благодаря простой удаче и работе многочисленных помощников: щуки, волка, Конька-горбунка.
Мастер из романа Михаила Булгакова заслужил покой, не отправляясь каждый день на службу, а творя дома рядом с любимой женщиной. Возможно, человек, который много трудится и делает карьеру, просто чувствует себя неуверенно, тревожно и нуждается во внешнем статусе, чтобы ощущать себя защищенным?
В Екклезиасте сказано: «суета сует», и убедиться в этом можно, пересмотрев фильм «Прохиндиада, или Бег на месте» (В. Трегубович). Запад придумал идею прогресса, людям объясняют, что надо стремиться вперед (в светлое будущее) и много работать, а у восточного мира время идет по кругу, торопиться некуда, ничего нового и лучшего нет ни в будущем, ни в прошлом. Для восточного человека достижением считается не бежать быстрее всех, а остановиться. Буддисты прилагают особые усилия, чтобы научиться ничего не делать.
Что получается в результате? Накопленных знаний у человечества много. Посмотришь с одной стороны — надо работать, взглянешь с другой — не надо. Единого, правильного для всех решения нет, но у каждого есть выбор, какими знаниями воспользоваться, чтобы жить наилучшим для себя образом.