Система Монтессори: 3 отличия от традиционного обучения в школе
Шестилетний исследователь: как помочь ребенку учиться
Шесть-семь лет — это возраст исследователя. В нем ребенок всеми органами стремится познавать этот мир и задает множество вопросов. Он похож на гусеничку, которая пожирает все, что встречается на ее пути. Исключение — дети, которых уже перегрузили кружками и языками или испортили гаджетами. Поэтому в таком возрасте ребенку нужно давать возможность экспериментировать, ошибаться, выдвигать гипотезы «а что будет, если» и порой самим находить ответы на поставленные вопросы методом проб и ошибок.
Роль школы в развитии ребенка
Эту задачу должна решить именно школа — с помощью уроков на природе, лабораторных экспериментов, научных и творческих погружений, походов, исследований, разъяснения всех интересующих вопросов. Только в этом случае в конце младшей школы вы получите личность, которая способна добывать знания, ставить цели и достигать их, которая задает вопросы и жаждет новых знаний.
В ином случае вы рано или поздно столкнетесь с потерей интереса к учебе и сопротивлением.
Индивидуализация обучения
Надо понимать, что всем подходят разные стили обучения. Один любит экспериментировать, наблюдать, делать выводы. Другой — читать, анализировать, составлять схемы, обобщать информацию. А третьему интересны только те знания, которые он может применить на практике. Кроме того, есть люди с разными способами восприятия информации: визуалы, кинестетики и аудиалы.
Задайте себе вопрос: может ли выбранная вами школа учесть не только особенности характера и интересы вашего ребенка, но и его темп получения и обработки информации?
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Именно на это направлен «метод научной педагогики», который был предложен известным итальянским ученым Марией Монтессори еще 115 лет назад, но актуален и сегодня. Попадая в специально созданную образовательную и психологически комфортную среду, ребенок расслабляется. Со временем он осознает, что учиться интересно, и берет на себя ответственность за свое образование. У него появляется уверенность, что он сможет все. А если вдруг ошибется, то ругать его не будут — наоборот, у него появится возможность исправить ошибку и лучше понять то, что изучает.
Особенности системы Монтессори
- Нет «неинтересных» предметов
Популярный вопрос у родителей: «Что делать, если ребенку не нравится предмет?». В системе Монтессори дети понимают межпредметную взаимосвязь и реже теряют интерес к учебе.
Нет перегруза информациейСистема Монтессори позволяет регулировать время работы и отдыха, чтобы не перегружать ребенка информацией.
Нет страха перед оценкамиВ системе Монтессори выставляется только качественная оценка — освоен материал или нет. Главное — научить ребенка оценивать свою работу по разным критериям и учиться не для оценки, а для удовлетворения собственного интереса.
Авторы: Анастасия Фещенко и Ярославна Мечковская — основатели и руководители центра инновационного образования «Город Солнца» в г. Сочи