Почему мы не помним самое раннее детство: что говорят ученые о младенческой амнезии

Почему мы не помним самое раннее детство: что говорят ученые о младенческой амнезии
Опубликовано 8-03-2024, 16:58 в Познать себя | Родителям

Младенцы способны формировать воспоминания

Несмотря на то, что почти никто не может вспомнить ничего о первых двух-трех годах своей жизни, исследования показывают, что младенцы все же способны к запоминанию информации — просто у них работают другие виды памяти.

В первые дни жизни ребенок уже помнит лицо матери и способен отличать ее от посторонних. Через несколько месяцев дети обычно уже знают всех близких людей и чаще улыбаются тем, кого видят регулярно.

Кроме автобиографической памяти (позволяющей нам рассказывать о себе), существует немало других ее разновидностей — например, семантическая память, с помощью которой мы запоминаем важные факты, например, столицу своей страны. В свою очередь, процедурная память служит для запоминания действий, именно ее мы используем, когда открываем дверь или ведем машину.

В 80-х и 90-х годах прошлого века психолог Кэролин Рови-Коллиер в своих исследованиях доказала, что у младенцев эти виды памяти уже работают. Она провела несколько экспериментов с учетом возможностей малышей разного возраста.

В эксперименте для детей возрастом от 2 до 6 месяцев ученые помещали ребенка в кроватку и подвешивали сверху мобиль (вращающуюся игрушку). Сначала они измеряли, как часто малыш совершал движения ногами без посторонних раздражителей. Затем к ноге ребенка привязывали шнурок, а второй его конец прикрепляли к подвешенной сверху игрушке так, чтобы она двигалась каждый раз, когда малыш дергал ногой.

Ребенок быстро понимал, что теперь он сам может управлять движениями игрушки, и начинал двигать ногами значительно чаще, тем самым демонстрируя, что он запомнил взаимосвязь.

Для детей в возрасте 6–18 месяцев дизайн эксперимента изменили. Их уже не клали в кроватку — ведь малыш постарше спокойно лежать не станет. Ребенка сажали на колени к маме или папе и клали его руку на кнопку, которая запускала движение игрушечного поезда.

Сначала кнопка не работала — в это время исследователи замеряли, как часто ребенок будет нажимать на нее спонтанно, безо всякой цели. Затем система включалась, и поезд начинал двигаться каждый раз, когда ребенок нажимал на кнопку. Дети быстро усваивали правила игры и начинали нажимать гораздо чаще.

Но этим ученые не ограничились. Чтобы проверить работу памяти детей, через пару дней эксперименты проводились повторно. В этот раз малышам просто показывали подвешенную игрушку или поезд и смотрели, будут ли они чаще двигать ногой или нажимать на кнопку.

В результате Рови-Коллиер с коллегами выяснили, что в 6 месяцев ребенок, которого «обучали» в течение одной минуты, запоминал взаимосвязь примерно на сутки. Чем старше становились дети, тем дольше они могли сохранять такие воспоминания.

Психологи также узнали, что память о выученном у малышей сохраняется дольше, если дольше проходит и само обучение, а также если периодически напоминать им о эксперименте, например, просто показывая висящую над кроватью игрушку, вращающуюся саму по себе.

Почему у малышей еще не работает автобиографическая память?

Если дети уже в первые месяцы жизни способны запоминать информацию, почему мы не можем вспомнить себя в этом возрасте? Ученые до сих пор не знают точного ответа. Возможно, у малышей просто еще не работает автобиографическая память, а может быть, воспоминания сохраняются, но в более взрослом возрасте становятся недоступными.

На этот счет есть несколько теорий. По одной из них автобиографическая память требует осознания себя как личности. Чтобы формировать воспоминания о себе, мы должны быть способны мысленно посмотреть на себя со стороны.

Ученым удалось выяснить, в каком возрасте формируется эта способность, с помощью так называемого зеркального теста. Ребенку слегка пачкали нос румянами или помадой и затем сажали его перед зеркалом.

Эксперименты показали, что дети младше 18 месяцев просто улыбались, явно не понимая, что видят в зеркале себя и что у них испачкан нос. Зато малыши в возрасте от 18 до 24 месяцев сразу пытались стереть пятнышко на носу и даже выглядели смущенными – явно осознавая себя в отражении.

Еще одна теория утверждает, что маленькие дети не способны формировать воспоминания о себе, поскольку еще не владеют языком – речь обычно осваивается на втором году жизни.

Возможны и чисто физиологические объяснения – например, гиппокамп у малышей еще не полностью развит.

Тем не менее однозначного объяснения феномену младенческой амнезии ученые пока не нашли, и исследования продолжаются.

0
0
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
7 странных вопросов, чтобы увидеть в жизни цельЖенщина, которая помнит все: невероятная история 31-летней Ребекки«Медперсонал шептался, что я нечистая»: три истории о жизни с ВИЧ в России9 способов оставаться активными для тех, кто не любит спорт«Боюсь расстроить близких и забываю о своих интересах»Родители тоже плачут: почему детям полезно видеть наши слезыКогда ребенку пора к психологу?«У вас есть лучший друг. Это вы сами»Лама Йонге Мингьюр Ринпоче: «Счастье живет в каждом из нас»Мария Миронова: «Я мечтаю минуты полторы, а потом иду и делаю»«Я потерял смысл жизни»: как быть, если последние события в мире лишили вас чего-то важногоТри раза в одну реку: как я бросала и возвращалась в Тиндер и что из этого вышлоКак заботиться о себе в кризисной ситуации: советы психолога30 самых искренних фраз, чтобы сказать о любви«Почему я не могу быть с той, кого люблю»: признание мужчины
Показать ещеСкрыть
Сейчас обсуждают
Скрыть комментарии Показать обсуждения