Зачем разрешать ребенку баловаться: 5 советов для родителей и воспитателей
Как правильно относиться к детской шалости?
ФотоShutterstock/Fotodom.ru
Конечно, не стоит думать, что в моем исследовании в МГПУ я нашел универсальную панацею от шалости. Нет. Открытие научной работы в том, что я смоделировал, как устроена шалость. Это полезно для тех взрослых, кто настроен не просто гасить любые неудобные проявления ребенка, а хочет получше узнать его детские потребности. Что же можно порекомендовать?
Совет №1 — не делать трагедии из обычной шалости
Ребенок учится жить, поэтому активно тестирует социальные нормы, проверяя взрослый мир на прочность. Именно в диалоге со взрослым, родителем или воспитателем, ребенок вырабатывает собственные представления о допустимом, формирует такие качества, как самостоятельность, ответственность, совесть.
Естественная детская шалость возникает стихийно, чтобы снять накопившееся напряжение, пережить яркие эмоциональные переживания. То есть так ребенок учиться жить и получает опыт активности. Шалость — это нормально! И относиться к ней надо спокойно.
Совет №2 — определить границы дозволенного
Шаля, ребенок нарушает общепринятые нормы поведения — рисует на стене, сидит в телефоне во время обеда. Так ребенок расширяет границы дозволенного, пытаясь завоевать пространство свободы. Важно мягко, но настойчиво договариваться о рамках, обсуждать почему те или иные действия нежелательны.
При этом стоит помнить, что нарушение правил — это обычно. Если поведение ребенка повторяется, необходимо вновь и вновь пытаться договориться, демонстрировать свою озабоченность. А вот кричать, наказывать, угрожать или, наоборот, все время потакать — не вариант.
Совет №3 — не требовать невозможного
Договариваясь с ребенком, нельзя ожидать и тем более требовать невозможного. Нужно помнить о правиле Януша Корчака. Однажды великий педагог, разговаривая с драчуном, поинтересовался, сколько раз тот сегодня дрался. Мальчик задумался и сказал: «Шесть раз». Корчак очень просил его на следующий день драться не больше пяти раз.
Закон Корчака состоит в постепенном включении самоконтроля. Если мы хотим работать с шалостью, мы должны быть готовы к долгому пути.
Совет №4 — баловаться вместе
В исследовании мне удалось воссоздать психологический механизм шалости. Детская шалость — это сигнал о недостаточной эмоциональной насыщенности жизни. Сигнал о том, что ребенку не уделяют необходимого внимания. Важно понимать, что, шаля, дошкольник неосознанно пытается получить максимально яркие эмоции от нескольких вещей.
Зная этот механизм, мы можем в отдельных случаях подыгрывать, в отдельных компенсировать, а иногда — шалить вместе. Выстраивать ситуации, чтобы ребенок мог побаловаться вместе со взрослым, покидаться вместе подушками. Такие «легальные» шалости приведут к близкому контакту и взаимопониманию.
Совет № 5 — изменить отношение к шалостям
Научному сообществу известны четыре варианта реагирования на шалость: карательный, избирательный, снисходительный, потворствующий. Стоит остановиться на избирательном варианте, когда взрослый адекватно относится к незначительным выходкам ребенка, готов их прощать или не замечать.
Родитель и воспитатель должны разделять веселье с малышом, создавать правила, в которых ребенок может баловаться в определенных ситуациях, адресно реагировать на нарушения установленных договоренностей.
Что в итоге? Анализ привычных практик реагирования на детские шалости в школах и детских садах в нашем обществе говорит о преобладании карательного варианта. Хорошо ли это? Вряд ли!
Родителям и воспитателям в свою очередь стоит натренировать себя на правильные реакции, создавать возможности для проявления ярких эмоций, учиться договариваться. Для этого нужно воспринимать шалость не просто как норму, но и как продуктивное проявление ребенка, которое развивает социальный и эмоциональный интеллект, воспитывает креативность.