Как часто нужно созваниваться взрослым детям и родителям: мнение представителей разных поколений
Синдром опустевшего гнезда: как найти золотую середину
Когда дети вырастают и отделяются от родительской семьи, всем нужно время на перестройку отношений и привыкание к новому формату общения. Одни родители так остро переживают синдром опустевшего гнезда, что звонят по несколько раз в день. Нередко это вызывает раздражение, разговоры превращаются в тягостную обязанность.
Другие, наоборот, погружаются в свои дела или, как в поговорке, «настолько боятся казаться навязчивыми, что выглядят равнодушными», и тогда уже дети могут почувствовать себя ненужными.
Поиск оптимального формата общения
Где-то между двух этих крайностей можно найти золотую середину. Очевидно, что для каждой семьи она своя - все зависит от характеров, отношений, ситуации и многих других факторов. Как же найти оптимальный формат?
В непривычных обстоятельствах мы нередко пытаемся ориентироваться на то или отталкиваться от того, что считается нормой. Поэтому при подготовке материала был проведен небольшой опрос, в котором приняли участие 12 родителей и 15 детей из разных семей.
Частота общения
Общая статистика такова: для большинства ответивших родителей созвониться два-три раза в неделю - самый удобный формат. Дети также отметили эту частоту как наиболее комфортную. Многим из них было бы достаточно звонка раз в 7-10 дней. Главное - взаимное желание общаться и наличие общих тем.
Если судить по ответам, то чаще общаются те родители и дети, которые живут в разных странах или городах. Вероятно, при хорошем контакте и близких отношениях ощущение расстояния усиливает желание быть на связи.
Отзывы детей о формате общения
- «Вообще зависит от продвинутости родителей. Мое общение с мамой - ежедневный созвон. Как дела, все ли в порядке - максимум пара минут. С папой говорим раз в неделю-две. Оба не очень разговорчивые».
- «Я часто созваниваюсь, потому что мы друзья. Каждый день. С мамой общаюсь, когда с собакой гуляю. Обсуждаем сериалы, книги, шмотки, лекции или книги. Думаю, что не у всех людей такие родители, на одной волне с детьми».
- «Точно не каждый день. Это воспринимается как некое давление и попытка удаленного контроля. Но и не слишком редко, чтобы не возникло ощущения полной потери связи и формальных контактов».
- «У меня вообще нет созвонов типа: „Привет, как дела?“ Только если по очень срочному делу. Или если кто-то умер. Ну три раза в год».
Отзывы родителей о формате общения
- «Смущает слово „нужно“… Оно подразумевает какой-то контроль. Мне кажется, со взрослыми детьми созваниваются, когда соскучились и хотят услышать. С другой стороны, для некоторых родителей „когда соскучился“ - это каждый день. Напрягает».
- «Раз в три-четыре дня созваниваемся, обмениваемся аудиосообщениями и списываемся. Сейчас каждый день - в условиях форс-мажора (пандемии)».
- «Мы с сыном созваниваемся раз в неделю. Это если все идет ровно. Он занят своими делами, я не мешаю ему работать. Если есть необходимость что-то обсудить, то чаще».
- «Мы с дочкой созваниваемся каждый день при первой возможности и пишем в WhatsApp в течение дня. Мы же далеко. И у нас дефицит друг друга…».
Формат общения
Поколение Z, которое также называют «цифровым», нередко предпочитает не звонки, а сообщения. Причем для одних формат аудиосообщений вполне подходит, а другие предпочитают исключительно переписку в мессенджерах.
- «Проще писать. Дети люди современные, не любят общаться голосом. Текстом проще, можно ответить в удобный тебе момент, а не когда от тебя этого хочет другой человек, как в случае со звонком. Голосовухи я тоже не люблю - приходится две минуты слушать то, что могу за секунд 5-10 прочитать».
- «У нас в течение дня есть сообщения в Telegram в общем чате с мамой и сестрой. Мне в этом режиме комфортно - убедилась, что у семьи все хорошо, новости узнала, но и без формальной, пустой болтовни».
- «Мы все постоянно на связи в WhatsApp - общие новости, вопросы, фотки, приколы и все такое».
Семьи, живущие в одном городе, нередко предпочитают звонкам регулярные встречи, поддерживая более частое общение в переписке.
- «Почти каждую пятницу дочки ко мне вечером приходят, и мы под бутылочку винца обсуждаем все новости, сплетни и мужиков».
- «Вот был у нас хороший опыт до начала этой пандемии. Встречались раз в 1,5-2 месяца. Созваниваться - только в крайнем случае, а списаться в мессенджере очень даже».
Время звонков
Многие дети регулируют общение с родителями, договариваясь не только о формате, но и о времени звонков.
- «Время звонка позволяет настроиться на общение и снижает риски поссориться, попав под горячую руку».
Родители также отмечают важность своевременности звонков, чтобы не мешать детям важными делами.
- «Дело не столько в частоте, сколько в своевременности. Стоит оговорить с детьми удобное для них время и наоборот. Например: не звонить в понедельник в 11:00, когда на работе почти всегда недельная планерка. Или не звонить вечером в субботу, когда человек встречается с друзьями. Например, договориться на вечер среды, часов в 7-8 и день воскресенья, часов в 12-13».
Инициатива в общении
Дети и родители согласны, что важно проявлять инициативу в общении, чтобы поддерживать близкие отношения.
- «Все должно идти с двух сторон. Мне очень приятно, когда мама пишет первая, чувствуешь, что о тебе помнят. Как мне кажется, не надо бояться проявлять инициативу - что родителям, что детям».
- «Созваниваемся, когда ему нужны деньги. Раз в полгода примерно. А я вот сыну почти не звоню. А то он это воспринимает как возможность попросить денег».