«Мой ребенок боится ошибиться»: что делать
Моя дочь и ее страх перед тренировками
Моя 8-летняя дочь каждый раз идет на тренировку со слезами, — рассказывает 39-летняя Марина. — Она занимается художественной гимнастикой уже 4 года, делает заметные успехи, но сама считает, что у нее ничего не выходит. Перед соревнованиями — сплошные истерики: «я неправильно выполню элемент, я уроню ленту, я буду хуже всех».
Сил уже нет успокаивать и уговаривать. Может, бросить уже эту гимнастику? Не будет спорта — одной головной болью меньше. Но, с другой стороны, это значит, что мы спасовали перед трудностями? Как это скажется на дочери, когда она вырастет?
Страх совершить ошибку
Ребенку, который растет с ощущением, что у других детей что-то получается лучше, чем у него, очень трудно жить. Ведь каждый шаг для него, будь то освоение нового элемента в танце, концерт в музыкальной школе или проверочная работа, — это мучительное предъявление себя.
Ему хочется учиться, осваивать незнакомое, но это желание наталкивается на страх совершить ошибку и не оправдать ожидания авторитетного взрослого. Любое критическое замечание преподавателя он воспринимает как приговор: «У меня не получается, и я хуже всех».
Действия успешных родителей
Подобные ситуации возникают, как ни странно, в очень хороших семьях, где родители внимательны к ребенку и откликаются на все его послания. Эти родители, как правило, сами по жизни отличники, «достигаторы», они умеют прикладывать усилия, чтобы преодолевать трудности. И ребенку своему невольно высокую планку задают.
Успешным и требовательным к себе взрослым даже не приходится специально проговаривать правила. Ребенок сам считывает из атмосферы семьи: я должен быть безупречным, этого ждут от меня дома, других вариантов просто нет. Эта установка складывается с первых лет жизни.
Советы психолога
Как изменить этот пессимистичный сценарий? Изменений ждать не приходится, пока сами родители не узнают себя в этих ситуациях, не соотнесут с собой эти переживания. Я предлагаю таким родителям вспомнить: а как они сами себя чувствуют, когда оказываются в новой ситуации, с какими чувствами идут на экзамен, кастинг или ожидают ревизии, как это все для них?
Было бы очень полезно искать этот ответ вместе с ребенком, параллельно — делиться с ним своими переживаниями, страхами, что работа не получится, а экзамен не будет сдан. Вы стесняетесь записаться в танцевальную студию, хотя обожаете балет и мечтаете освоить некоторые движения?
Попробуйте записаться в студию и рассказывайте о том, что у вас (не) получается, своей дочери или сыну. Или ходите туда вместе. Рассказывайте ребенку о том, как справляетесь и как преодолеваете желание спрятать себя и скрыть свои несовершенства. И его напряжение спадет.
Рекомендации психолога
- Больше обращайте внимание не на ошибки ребенка, а на то, что у него получается. Собирает он пазл или пирамидку — найдите повод порадоваться его ловкости и сообразительности.
- Настраивайте ребенка быть хорошим не для других, а для самого себя, самому себя оценивать. Спрашивайте чаще: «А как ты сам это видишь? Что тебе самому понравилось?»
- Подхватывайте смыслы ребенка! Важно относиться с вниманием к тому, что им движет, когда он чем-то занимается.
Ребенку, который видит, что его понимают, легче продолжать трудную для себя деятельность и находить личные смыслы в любых других делах. Он с большей отвагой берется пробовать и начинать что-то новое, не опасаясь критики и обесценивания.
Об эксперте: Галия Нигметжанова — детский, семейный психолог, соавтор (вместе со Светланой Кривцовой) книги «Искусство понимать ребенка» (Clever, 2017).