От «Психо» до «Сплита»: фильмы о расщеплении личности
Расщепление личности в литературе и кино
В 1886 году Роберт Луис Стивенсон опубликовал роман «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда». «Подселив» развратное чудовище в тело респектабельного джентльмена, Стивенсон смог показать всю хрупкость представлений о норме, которые бытовали среди его современников. Что, если в каждом светском человеке с его безупречным воспитанием и манерами дремлет свой Хайд?
Совпадение или вдохновение?
Стивенсон отрицал всякую связь между событиями в произведении и реальной жизнью. Но в том же году вышла статья психиатра Фредерика Майера о феномене «множественной личности», где он упоминал об известном в то время случае — деле Луис Виве и Фелиды Иск. Совпадение?
Идея сосуществования и борьбы двух (а иногда и больше) личин одного человека привлекала многих авторов. В ней есть все, что нужно для первоклассной драмы: загадка, саспенс, конфликт, непредсказуемость развязки. Если копнуть еще глубже, подобные мотивы можно найти и в народной культуре ? сказках, легендах и суевериях.
Тень личности
Тень — часть личности, которая отвергается и подавляется самой личностью как нежелательная. Часто борьба между ними символизирует противостояние «светлой» и «темной» сторон души героя. Именно это мы видим в линии Голлума/Смеагола из «Властелина колец» ? трагического персонажа, морального и физически изуродованного силой кольца, но сохраняющего в себе остатки человечности.
Психическое расстройство в кино
Многие режиссеры и писатели через образ альтернативного «Я» стремились показать то, что Карл Густав Юнг называл Тенью, — часть личности, которая отвергается и подавляется самой личностью как нежелательная. Тень может «оживать» в сновидениях и галлюцинациях, принимая форму зловещего монстра, демона или ненавистного родственника.
Юнг видел одну из целей терапии в том, чтобы включить Тень в структуру личности. В фильме «Я, снова я и Ирэн» победа героя над своим «плохим «Я» становится одновременно и победой над собственными страхами и неуверенностью.
Отражение реальности в искусстве
В фильме Альфреда Хичкока «Психо» поведение героя (или злодея) Нормана Бейтса внешне очень напоминает то, как ведут себя реальные люди с диссоциативным расстройством идентичности (ДРИ). В интернете даже можно найти статьи, где Норману ставится диагноз в соответствии с критериями Международной классификации болезней (МКБ-10).
Сериал «Такая разная Тара» также освещает тему диссоциативного расстройства, показывая, как разные личности могут влиять на поведение главной героини в разных ситуациях.
Расстройство личности в реальной жизни
Попытки понять, что чувствует человек с диссоциативным расстройством, предприняты в таких фильмах, как «Три лица Евы» и «Сибилла» (2007). Они оба сняты на материале реальных историй, что позволяет зрителям погрузиться в мир психических расстройств.
Главное — осознавать, что сама по себе реальность сложнее и богаче, чем картинка на экране.