Дима Зицер: «Оценивая детей, мы убиваем в них интерес»
Зависимость от оценок и ее влияние на развитие личности
Если однажды меня оценили — и тут почти не имеет значения, положительно или отрицательно, — сказали мне: «Ты молодец!», потом «Пять!», затем «Это было так хорошо!», у меня постепенно появляется своего рода зависимость от оценок. И тогда я начинаю чем-то заниматься не потому, что мне это интересно, не потому, что в этом я нахожу себя, а для того, чтобы меня похвалили.
Зависимость от оценок как наркотическое воздействие
Зависимость от оценок подобна наркотической. Когда без оценки я не могу сделать что-то очень важное, я говорю, почти кричу другому человеку: «Похвали меня! Я без этого не могу! Как мне жить без этого, как идти дальше? Где искать ориентиры?»
Внутренние ориентиры и самопознание
А ориентиры-то есть у нас внутри. Мы хорошо знаем, чего хотим, куда идти. Особенно если мы не очень выросли, не очень прониклись оценочно-сравнительным полем.
- Обратите внимание, маленькие дети очень хорошо знают, чего хотят.
- Мы хорошо знаем, чего хотим, куда идти.
Постепенно происходит подмена интереса стремлением получить похвалу, подмена человеческих отношений вот этой самой системой оценок, противовесов, и в какой-то момент мы обнаруживаем себя не в отношениях любви со своим ребенком, а в отношениях так называемого «воспитания».
Важность поддержки и развития внутреннего интереса
Человек действует не потому, что его оценивают или сравнивают с другими. Наши дети достаточно тонкие и умные, чтобы без нас решить, что им действительно важно.
- Маленькому ребенку любопытно все.
- Мотивация идет изнутри.
И тут очень важно не убить в ребенке этот интерес, любопытство, жажду познания оценками и сравнениями.
Важность честной обратной связи
Конечно, всем нужна обратная связь. Но она не обязательно должна включать в себя оценку. Хорошая обратная связь как раз оценку и не включает.
- Обсуждение целей и результатов работы важнее оценки.
- Помощь в достижении желаемого результата.
Если вместо оценки человек получает такую обратную связь, то процесс становится удивительным, результаты меняются очень сильно и оказываются поразительными.
Выводы
Если мы хотим, чтобы наши дети росли, понимая, чего они хотят, и умели к этому идти, наша задача — помочь им преодолеть давление оценочной системы.
В первую очередь нужно давать человеку понять, что он прекрасен, что вы принимаете его таким и всегда готовы прийти на помощь. Пусть у него будет тыл, место, где его ни с кем не сравнивают.
Дима Зицер — доктор педагогических наук, директор Института неформального образования INO, автор книги «Свобода от воспитания».