Дима Зицер: «Оценивая детей, мы убиваем в них интерес»

Дима Зицер: «Оценивая детей, мы убиваем в них интерес»
Опубликовано 5-03-2024, 16:12 в Родителям | Человек среди людей | Познать себя

Зависимость от оценок и ее влияние на развитие личности

Если однажды меня оценили — и тут почти не имеет значения, положительно или отрицательно, — сказали мне: «Ты молодец!», потом «Пять!», затем «Это было так хорошо!», у меня постепенно появляется своего рода зависимость от оценок. И тогда я начинаю чем-то заниматься не потому, что мне это интересно, не потому, что в этом я нахожу себя, а для того, чтобы меня похвалили.

Зависимость от оценок как наркотическое воздействие

Зависимость от оценок подобна наркотической. Когда без оценки я не могу сделать что-то очень важное, я говорю, почти кричу другому человеку: «Похвали меня! Я без этого не могу! Как мне жить без этого, как идти дальше? Где искать ориентиры?»

Внутренние ориентиры и самопознание

А ориентиры-то есть у нас внутри. Мы хорошо знаем, чего хотим, куда идти. Особенно если мы не очень выросли, не очень прониклись оценочно-сравнительным полем.

  • Обратите внимание, маленькие дети очень хорошо знают, чего хотят.
  • Мы хорошо знаем, чего хотим, куда идти.

Постепенно происходит подмена интереса стремлением получить похвалу, подмена человеческих отношений вот этой самой системой оценок, противовесов, и в какой-то момент мы обнаруживаем себя не в отношениях любви со своим ребенком, а в отношениях так называемого «воспитания».

Важность поддержки и развития внутреннего интереса

Человек действует не потому, что его оценивают или сравнивают с другими. Наши дети достаточно тонкие и умные, чтобы без нас решить, что им действительно важно.

  • Маленькому ребенку любопытно все.
  • Мотивация идет изнутри.

И тут очень важно не убить в ребенке этот интерес, любопытство, жажду познания оценками и сравнениями.

Важность честной обратной связи

Конечно, всем нужна обратная связь. Но она не обязательно должна включать в себя оценку. Хорошая обратная связь как раз оценку и не включает.

  • Обсуждение целей и результатов работы важнее оценки.
  • Помощь в достижении желаемого результата.

Если вместо оценки человек получает такую обратную связь, то процесс становится удивительным, результаты меняются очень сильно и оказываются поразительными.

Выводы

Если мы хотим, чтобы наши дети росли, понимая, чего они хотят, и умели к этому идти, наша задача — помочь им преодолеть давление оценочной системы.

В первую очередь нужно давать человеку понять, что он прекрасен, что вы принимаете его таким и всегда готовы прийти на помощь. Пусть у него будет тыл, место, где его ни с кем не сравнивают.

Дима Зицер — доктор педагогических наук, директор Института неформального образования INO, автор книги «Свобода от воспитания».

0
0
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Женщина, которая помнит все: невероятная история 31-летней Ребекки7 странных вопросов, чтобы увидеть в жизни цель«У меня все слишком легко складывается»«Медперсонал шептался, что я нечистая»: три истории о жизни с ВИЧ в России«Я потерял смысл жизни»: как быть, если последние события в мире лишили вас чего-то важногоРадмила Хакова: «Я нашла человека, которого искала»«Боюсь расстроить близких и забываю о своих интересах»«К тебе, мама»: история насилия длиною в детство. Часть 4Как увольнение помогло мне найти свой путьИскусству любви можно научиться«Я откладываю все дела на потом»«Каждую секунду я боялась, что муж вернется и убьет меня»Элизабет Гилберт: «Как я реагирую на критику»3 способа (не) обесценивать себя: мужчины честно о том, как используют слабые стороны женщинТри раза в одну реку: как я бросала и возвращалась в Тиндер и что из этого вышло
Показать ещеСкрыть
Сейчас обсуждают
Скрыть комментарии Показать обсуждения