«Я сделала все, что могла»: как наи?ти силу в своем бессилии

«Я сделала все, что могла»: как наи?ти силу в своем бессилии
Опубликовано 18-03-2024, 17:25 в Практики how to | Познать себя | Книги

Бессилие вибрирует мощнее вашей злости. Звучит громче крика. Прожигает глубже обиды. Удивлены?

Казалось бы, это состояние отлично отражает скульптура «Не падай духом», которую можно увидеть в норвежском Бергене. Памятник изображает почти распростершегося на земле мужчину, которого пытается тащить за ткань пиджака маленькая птичка. Руки и ноги мужчины безжизненно волочатся по земле, голова поникла. Тут уж не до криков, и злость до кулаков не дотекает — от асфальта бы себя отскоблить…

Бронзовое тело без чувств, эмоций и реакций, как будто в измененном состоянии сознания. Только птичка еще трепыхается. Но. Психологическое бессилие возникает гораздо раньше, чем состояние «бронзового тела». Бессилие опережает чувства, эмоции, реакции. Оно главнее.

Как это происходит? Вот несколько примеров.

«Мне стало уже все равно: кто что про меня подумает, могу ли я кого-то обидеть, оскорбить, могут ли меня уволить, отобрать проект, скрутит ли меня полиция! В этот раз я уже просто орал! Меня несло, как огонь по бензиновой дорожке! — Костя чуть подпрыгивал в кресле напротив. — И чего меня так прорвало-то, не понимаю. Нехарактерное для меня состояние… Зато меня наконец-то услышали, первый раз за два года! Но не хотелось бы второго дубля и думать, что я по-другому не умею решать проблемы. Хочу избавиться от этой злости».

«Я все. Сдаюсь. Отпускаю дочь! Закрываю глаза и отпускаю ее. Пусть идет куда хочет, выглядит как хочет, встречается с кем хочет… Мне, конечно, обидно, очень обидно, что такое хорошее качественное воспитание никак не повлияло на эту девочку. Обидно и грустно, но, несмотря ни на что, я понимаю, что должна позволить ей сепарироваться, — Клавдия Борисовна размахивала руками, показывая крест, когда рассказывала про трудности взросления младшей дочери. — Но обижаться на дочь — это же не взрослая позиция. Я должна быть мудрее, она ведь, по сути, еще ребенок. Как-то надо убрать свою обиду. Баланс найти, что ли…»

«Не знаю, правильно ли я поступила… Возможно, со временем я пожалею о своем выборе. Я запуталась, если честно. Но больше не могла жить в неопределенности. Я сама себя замучила… Пора было решать: поступать на второе высшее в институт, выходить замуж и рожать ребенка или переезжать. Решила в институт! Через годик поглядим, как будет складываться. Но до сих пор сомневаюсь, и мне это не нравится. Пора напрочь вычистить все сомнения и дальше жить спокойно», — говорила Яна, с хрустом сжимая и разжимая в руках одноразовый стаканчик.

«Наглотавшись таблеток в очередной раз, я лежал и ждал, когда стихнет боль в спине. Жена слала мне фото и видео с новогоднего утренника сына. А я из-за своего приступа в последний момент не смог пойти. Ребенок расстроился до слез… И тут на меня накатила сильнейшая жалость к себе, тоска черная… А затем дичайшее раздражение: что ж я сам над собой так издеваюсь! И над близкими тоже! Сколько можно надеяться на чудо, использовать полумеры в лечении и… И бояться. Сколько?! Четыре года, на минуточку, уже сын подрос за это время. Да, я, наконец, признался себе: я тупо боюсь делать операцию. Вот тут-то, к слову, я и пришел в бешенство от самого себя! В тот момент мне стало безразлично: риск — не риск, гарантия — не гарантия, какая там будет результат. Я позвонил врачу, и мы назначили день операции. Все получилось. Будет еще долгий период реабилитации, но я уже чувствую себя намного лучше. Наконец-то я живу, а не существую. Единственное — меня терзает и отравляет сожаление, что я не сделал операцию раньше, потерял столько времени. Хочу вырвать с корнем это сожаление!» — делился со мной Павел после полугодового перерыва в терапии.

Сперва люди описывают свое состояние так: «Мне стало уже все равно, кто что про меня подумает». «Я все. Сдаюсь». «Я больше не могла жить в неопределенности». «Я сама себя замучила». «На меня накатила сильнейшая жалость к себе, тоска черная». «В моменте мне стало безразлично».

Следом возникают интенсивные переживания, про которые говорят так: «Я уже просто орал!» «Меня несло!» «Отпускаю!» «Мне, конечно, обидно, очень обидно. Решила!» «Дичайшее раздражение!» «Я пришел в бешенство от самого себя!»

Злость, обида, раздражение, решительность, непереносимость — эти переживания предшествовали переменам в жизни, и они же к этим переменам подтолкнули. Не к тем переменам, которых пассивно дожидаются: пока само отвалится или прирастет, пока кто-то одумается, что-то поймет, повзрослеет, подобреет, поумнеет, пока зиму сменит весна, время перемелет, опыт отфильтрует, жизнь научит или покажет. А к переменам рукотворным, на которые человек решился сам, пусть даже через годы.

И если бы не сделал первый шаг к изменениям, то после ожидания закономерно наступило бы состояние «бронзового тела». В нем непереносимость ситуации трансформируется в физическую непереносимость жизненной активности, пропадает желание общаться, передвигаться, просыпаться, нравиться, стремиться, бороться. Пропадает желание желать… Но этого не случится, если вовремя начать действовать, избавиться, убрать, напрочь вычистить, вырвать с корнем…

Герои историй, описанных в этой книге и в ее предшественнице «Ты в порядке», хотят избавляться от своих сложных переживаний, считая их какой-то ненормальностью, дефектом, неисправностью. Этого желают многие клиенты, оказавшиеся в моем кабинете.

И прежде чем мы начинаем разбираться, возможно ли сменить злость на милость, чем может быть полезна обида, какая психике выгода от сомнений, какую подсказку нашептывает сожаление, я подготавливаю клиента вопросами: Что с вами происходило, прежде чем вам стало безразлично? Что вы чувствовали перед тем, как заорать? В каком вы пребывали состоянии, прежде чем сдаться? Что стало последней каплей перед тем, как вы обиделись на дочь? Из какого переживания родилась ваша решительность? Дичайшее раздражение? А в какой момент из просто «раздражения» оно превратилось в «дичайшее»?

И вне зависимости от того, что беспокоит сейчас, все клиенты отвечают одинаково: «Прежде я столкнулся(ась) со своим бессилием!»

Рано или поздно заканчивается все. Терпение. Ожидание того, что другой человек начнет исполнять свои обещания. Силы на уговоры, которые остаются проигнорированными, как сообщения с одной галочкой в мессенджере. Энергия на то, чтобы в тысячный раз вырываться из капкана обесценивания. Способность к пониманию и поиску компромиссов. Надежда.

И настает психологическое бессилие, которое чаще называют «апатией», «безнадежностью», «бесполезностью», «пустотой», «безразличием». «Концом», в конце концов.

Да. Это. Конец.

Но только той ситуации, которая больше не может продолжаться, потому что не имеет дальнейшего развития. А то, что не развивается, — умирает (закон природы). Вы в этой ситуации психологически уже не выживаете. И не потому, что слабы, а потому, что бесполезности перебор.

Это конец, где уже невозможно «развидеть» личные потребности, как свою наготу сквозь прозрачную воду в ванне

Костю «порвало» и он «уже пр-р-росто ор-р-рал!», и его «несло, как огонь по бензиновой дорожке!». Потому что бессилие настигло его после двух лет непрекращающейся борьбы с тухлой бюрократией, которая тянула на дно перспективный архитектурный проект его молодой команды. Двадцать четыре месяца Костя прокачивал толерантность и дипломатию, продираясь сквозь запреты, бумаги, закрытые двери, лица, торчащие из белых воротничков, и ухмылки старших коллег. При этом еще умудрялся приободрять своих ребят. И когда ему «стало уже все равно», пришла ярость, способность действовать и проявляться другой своей частью.

Бессилие и безразличие к ситуации вынуждают обратить внимание на себя. Появляются вопросы к себе: Сколько времени я могу еще в этом находиться? Как я себя здесь чувствую? Нужно ли мне это вообще? Насколько для меня переносимо? Я уже терплю или еще борюсь? Соизмеримы ли мои ожидания от ситуации/человека с реальностью? Как надолго хватит терпения? Кто поддерживает меня в этой ситуации? Кто ценит мои старания? Забочусь ли я о себе? Какую моральную цену я плачу? Ради чего? У меня есть выбор?

ФотоFreepik.com

В точке бессилия выбор есть. Иногда даже больше, чем в борьбе за цель. Борьба — узконаправленный процесс, как река, ограниченная берегами. Это череда действий, сфокусированных на цели или мечте, часто повторяющихся. Часто это борьба с другим человеком или группой людей не для того, чтобы победить, а, скорее, чтобы переубедить. Борьба за выбор между несколькими возможными вариантами. За один из способов быть здоровым. За статус, идею, любовь, честь и многое другое, что требует моральных, физических, временных затрат. Вы боретесь за свою цель без мысли, что может не получиться, и это нормально. А иначе — смысл?

Иногда не получается. И не потому, что вы не старались, а потому

1
0
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Женщина, которая помнит все: невероятная история 31-летней Ребекки«Я потерял смысл жизни»: как быть, если последние события в мире лишили вас чего-то важногоИскусству любви можно научитьсяРадмила Хакова: «Я нашла человека, которого искала»«У меня все слишком легко складывается»«Медперсонал шептался, что я нечистая»: три истории о жизни с ВИЧ в России7 странных вопросов, чтобы увидеть в жизни цельКак выжить и не сойти с ума в новой реальности«К тебе, мама»: история насилия длиною в детство. Часть 4Как заботиться о себе в кризисной ситуации: советы психолога«У тебя скоро появится братик»: как научить ребенка справляться с ревностью3 способа (не) обесценивать себя: мужчины честно о том, как используют слабые стороны женщинПочему мы теряем старых друзей. Опыт психодрамы«У вас есть лучший друг. Это вы сами»«Поздно поняла, что люблю»: он и она — о том, можно ли начать все с чистого листа
Показать ещеСкрыть
Сейчас обсуждают
Скрыть комментарии Показать обсуждения