О чем говорят наши украшения
Зачем Золушка надела хрустальные туфельки?
Как вы думаете, удобно ли ходить в хрустальных туфельках, ну скажем, по улице? Почему же тогда Золушка отправилась в них на бал, где нужно было много танцевать? Почему она не надела что-то более практичное?
«В этом и состоит интересный нюанс, — говорит социальный психолог Юлия Федотова. — В сказке ничего не говорится о других ее украшениях, видимо, это был единственный аксессуар костюма. Непрактичные сверкающие туфельки из хрусталя обладали магической силой, и именно на них отреагировал жених. В этом особая миссия украшений: они привлекают внимание. Можно предположить: чем больше их на человеке, тем сильнее его стремление обратить внимание на себя».
Украшения как символы
Простое платье превращается в сказочное, стоит к нему добавить блестящих аксессуаров, — именно этим приемом воспользовалась в свое время Габриэль Шанель, создав первую в истории коллекцию бижутерии. «Это очень древняя и примитивная особенность нашего восприятия — очаровываться всем, что блестит, — продолжает Юлия Федотова. — Причем мужчинам и женщинам это свойство присуще в равной степени».
Символы соблазна «Оказаться на людях без своих любимых украшений — это все равно что выйти из дома ненадушенной, — уверяет 40-летняя Наталья, поигрывая крупными перстнями. — Это не сразу заметно для окружающих, но по самоощущению — как будто не хватает последнего штриха, позволяющего чувствовать себя соблазнительной».
Талисманы и обереги
«Мы, подобно древним, верим, что украшение-талисман защитит нас от «злых духов», дурного стечения обстоятельств, — рассказывает Юлия Федотова. — Или что камешек с дырочкой — «куриный бог» — принесет счастье, а изображение скарабея — удачу... Осознанно или нет, мы наделяем украшения защитной функцией. Их сила — в нашей психологической установке, в магии символа, значения, которое мы ему придаем».
Одна из идей относительно обереговой функции украшений принадлежит французскому философу и этнографу Клоду Леви-Стросу: по его мнению, это связано с тем, что у нас есть «твердые» и «мягкие» части тела. «Мягкие» (уши, нос, рот, половые органы) наиболее уязвимы, а украшения обеспечивают их защиту от неблагоприятных воздействий.
Знаки власти
Украшения всегда указывают на социальный статус человека: метрдотель в дорогой гостинице или продавец в роскошном бутике без труда определят «своего» клиента по запонкам, марке часов. У большинства ювелирных домов своя знаковая символика, например: пантера Cartier, сердечко Tiffany, византийский крест Bvlgary.
«У этого назначения украшений очень древние корни. Так в примитивных племенах у кого больше украшений, тот и вождь, — комментирует Юлия Федотова. — Не стоит думать, что в этом смысле мы так уж далеко ушли от племенного сообщества. У нас тоже свои «племена» — социальные группы, куда мы вхожи: семья, профессиональная среда, друзья или «клуб любителей чего-нибудь». Желание быть лучше других, нравиться, вызывать восхищение присуще современному человеку в той же степени, что и его предкам».
Воплощенные ценности
«Украшения обладают и чисто материальной (как эквивалент денег), и эстетической ценностью (как предмет искусства, антиквариат), — продолжает Юлия Федотова. — Дорогие украшения — своего рода защита от обесценивания денег».
«Бриллианты — лучшие друзья девушки» — это бесхитростное признание из уст Мерилин Монро отсылает к тем недалеким временам, когда женщина была полностью социально зависима и находилась на обеспечении мужчины. В знак любви он преподносил своей избраннице драгоценности — своего рода «страховой депозит» для ее будущего.
Чувства мужчины могут угаснуть — такими практическими соображениями объясняется изобилие украшений на восточной женщине. Она надевает на себя все имеющиеся драгоценности одновременно на случай внезапного развода: мужчине достаточно трижды во всеуслышание произнести «талак», и женщина обязана покинуть его дом в том, что на ней надето.
Сокровища памяти
Украшения уже не сковывают нас жесткими рамками условностей, как это было всего сотню лет назад: тогда носить драгоценности в дневное время могли лишь куртизанки. Для многих настоящие драгоценности были и остаются чужеродными. Некоторые женщины предпочитают более потаенные, более эмоциональные смыслы украшений — заключенные в единичных авторских работах или в этнических поделках. «С ними я вновь ощущаю ветер далеких стран, в них — звуки восточного базара, аромат жасмина и пряностей», — говорит 38-летняя Алина.
«Очень часто человек одевается не столько ради социального послания вовне, сколько для личного комфорта, для себя, — объясняет Ольга Вайнштейн. — Он привык к этим украшениям, и, если он их не наденет, его личное пространство не будет защищено. Кстати, поэтому потеря какого-то украшения иногда сопровождается несоразмерной паникой, будто человек теряет часть себя: так переживается «размыкание» телесного контура».
Мы привязаны к этим предметам, мы окружаем их мифами и суевериями, а потому они становятся для нас вместилищами памяти и бесценными сокровищами — независимо от их цены.