Вещи и бессознательное: о чем мы фантазируем в кабинете аналитика?
Важность мягкой мебели в кабинете психоаналитика
Трудно представить кабинет психоаналитика без мягкой мебели. Удобно расположившись на кушетке или в кресле во время сессии, пациент расслабляется и погружается в собственные фантазии. Но это не значит, что пространство, которое его окружает, не перестает на него влиять.
С момента установления контакта пациент бессознательно осваивается в окружающей его обстановке. Он изучает мебель, элементы интерьера, материалы, растения, которые поначалу растворены в общем фоне. Он создает свои собственные ориентиры и значимые линии движения между предметами мебели, картинами и прочим.
Влияние окружающей среды на пациента
В результате между его бессознательными представлениями и средой возникает тесная связь. Пациент открывает для себя пространство по принципу матрешки, где лицо и тело аналитика представляются самой маленькой матрешкой, кабинет и здание — средними, улица и район города — большими.
То, в какой последовательности клиент их зрительно воспринимает, отзывается в имеющемся у него нарциссическом образе тела. С другой — отсылает его к бессознательным конфликтам. Если попытаться озвучить его нарциссическую позицию, это может выглядеть так: «Такому ценному существу, как я, нечего делать в этом старом доме (я достоин большего)»; «этот высокомерный аналитик недостоин такого любимого существа, как я (я достоин большего)»; наконец, «у этого аналитика слишком добрый и слишком любезный для меня вид (я этого не заслуживаю)» и так далее.
Влияние аналитического пространства на динамику лечения
В динамике лечения может играть роль не только интерьер кабинета, но и приемная, в которой пациенту иногда приходится ждать начала сессии, и даже само здание, в котором проходит работа.
Многие симптомы могут проявиться в отношении пациента к кабинету, расположенному на высоком или цокольном этажах. Пациентов с фобиями отпугивают лифты с решетками, поскольку из них можно непосредственно видеть подъем и спуск, что может напомнить им многие образы из сновидений, тогда как закрытые лифты с раздвижными дверьми создают чувство изолированности, которое у некоторых пациентов может спровоцировать приступ клаустрофобии.
Часто такие случаи не поддаются проработке, потому что пациента переполняет тревога, и это немедленно толкает его к бегству.
Примеры из клинической практики
Приведу два примера из клинической практики, которые проясняют сложную связь бессознательного пациента и воспринимаемого им пространства.
Пример 1: Сергей
Сергей, 20-летний студент художественного училища, страдал от повторяющихся депрессий. Постепенно он начал рассказывать о месте, где находится сам дом, и описывать помещения, расположенные на цокольном этаже. Это помогло ему преодолеть депрессивность и вернуться к учебе.
Пример 2: Марина
Марина, женщина двадцати пяти лет, проходила анализ из-за психогенного бесплодия. Она вдруг обратила внимание на растения в кабинете аналитика и начала задавать вопросы о них. Это привело к осознанию ей различия между живым и безжизненным, что вернуло ее к вопросам о качестве материнской заботы.
Эти истории показывают, насколько важно аналитику быть внимательным к влиянию окружающей среды на пациента. Место анализа должно предлагать пациенту удовлетворительный образ, в котором он мог бы либо узнать себя, либо восполнить свои нарциссические недостатки, либо создавать репрезентацию своей внутренней психической жизни.
Об авторе
Ирина Сизикова — клинический психолог, психоаналитик, член Московской группы психоаналитиков (МГП), член Международной психоаналитической ассоциации (IPA).