Почему нам не нравится сексистская реклама
Общество и реклама: влияние ценностей на эффективность
Общество на разных концах земного шара развивается неравномерно: на каждой отдельно взятой территории существуют свои представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. А реклама — это код, зашифрованный смысл, который должен довольно быстро считываться.
Влияние ценностей на рекламу
«Если код пользователю непонятен или считан им неверно, то реклама не сработает: «дешифратор» в данном случае напрямую зависит от набора ценностей, которые разделяет целевая аудитория», — объясняет консультант по маркетинговым коммуникациям, социолог Ксения Касьянова. Именно поэтому маркетологи проводят исследования, чтобы понять, к какому ценностному набору апеллировать, зашифровывая рекламное сообщение.
Влияние географии на рекламу
Аудитория Москвы и других городов-миллионников уже находится на пути ухода от сексизма и гендерной стигматизации. Для прогрессивного столичного бренда открыто эксплуатировать женскую сексуальность в духе наклеек на фурах дальнобойщиков не просто неприлично — это буквально путь к самоуничтожению. В небольшом же городе средней полосы России рекламные образы с сексуальным подтекстом все еще работают.
Проблемы рекламы в разных городах
«Платежеспособная аудитория все еще сосредоточена в крупных городах страны, поэтому при производстве рекламы бренды ориентируются в первую очередь на нее, а значит, волей-неволей уходят от сексизма», — поясняет Ксения Касьянова. «Ценностный набор, который мы разделяем, влияет на нашу оценку того, что нам демонстрируют».
Пример рекламной кампании Reebok
Нашумевшая рекламная кампания Reebok вызвала отторжение: общество все еще считает, что у мужчин и женщин разные роли и права на действия. Многие прогрессивные представители российского сообщества выступили неоднозначно при оценке этой рекламной кампании.
Проблемы с зашифрованным сообщением
«Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо», «Прикрыла соски, чтобы вы не порезались» — в сравнении с глобальной рекламой бренда, рассчитанной на российскую публику, было бы логично адаптировать рекламу через смягчение, а не через намеренное усиление контраста и добавление конфликта.
Психология и реклама
Простые и эффективные приемы в рекламе связаны с нашей биологией. Например, Том и Джерри или волк и заяц гарантированно приковывают внимание, потому что мы как человеческий вид хотим научиться избегать опасности. Как и секс.
Почему сексистская реклама вызывает негативную реакцию?
Объясняет психолог, сексолог Ирина Панюкова:
- Герои сексистской рекламы не вызывают желания идентифицироваться с ними.
- Сексистские высказывания противоречат современным здоровым взглядам и вызывают отторжение.
- Сексистская реклама основана на гендерных стереотипах, противоречащих современным ценностям.
Ксения Касьянова — консультант по маркетинговым коммуникациям, социолог.