Как распознать лицемера: 3 главных признака
Лицемерие: как распознать и понять
Нас учили с детства: лицемерие — это плохо. Может, оно и не входит в число семи смертных грехов, но во всех религиях однозначно осуждается. Однако жизнь исправно предлагает нам ситуации, в которых приходится иметь дело с лицемерами. Хуже только то, что мы можем обнаружить эту черту и в себе.
Как психотерапевт я нередко сталкиваюсь со случаями, в основе которых лежит потрясение от лицемерия и его последствий. В клиентских запросах это понятие обычно трактуется в двух вариантах:
- когда в глаза говорят одно, а за глаза — другое;
- когда говорят одно, а делают другое.
В обоих случаях человеку, ставшему жертвой лицемерия, приходится несладко.
Как распознать лицемера?
Первые вопросы, которыми задается человек, столкнувшийся с лицемерием, характерны до банальности. Например: неужели это специально сделано? Неужели люди делают это осознанно? Скажу крамольное. На самом деле тем, кто столкнулся с подобным поведением, все равно, сознательно или нет это сделано, осознанна и целенаправленна ли эта неискренность.
Слово «осознанность» я использую неслучайно: проблема лицемерия часто гнездится именно в уровне осознанности. В очень, прямо скажем, невысоком уровне. В одной среде человек неосознанно может поддержать некую позицию, а в другой — уже иную. Так же неосознанно и с той же мерой искренности.
Простой пример. Клиент — уже взрослый человек, на которого повлияла ситуация из детства, — рассказывает, как впервые столкнулся с лицемерием. Родители когда-то провозглашали безусловную любовь и приятие ребенка, хвалили его, громогласно высоко оценивали достоинства… Но все это на словах. Потому что именно в поведении демонстрировали другое отношение. Острокритичное, непрощающее, требовательное.
Как разоблачить лицемера?
Нам нравится слышать мнения, близкие нашим собственным. Нам нравится ощущать общность и заручаться согласием. И порой нас искушает это чувство близости — а как же, ведь человек говорит именно то, что для нас важно и принципиально, мы одной крови, мы на одной волне. И именно поэтому потом бывает так больно — когда мы понимаем, что верили зря и что твердыня наших общих взглядов оказалась обманчивой болотной топью.
Не счесть числа героев литературы и кино, которые сталкивались с лицемерием. В каждом романе Диккенса, например, ему уделена целая сюжетная линия. Маленькая, а потом и взрослеющая Джен Эйр на собственном опыте постигает разницу между декларациями авторитетных людей и их реальными поступками.
Литература и кино — лишь «костыли», которые помогают нам в нужный момент угадать, почувствовать опасность. А как в реальной жизни распознать лицемера? По сути, это то же самое, что распознать ложь. Ведь именно она лежит в основе лицемерия, какими бы предпосылками и намерениями оно ни оправдывалось.
Первое и главное — это принципиальное несовпадение сигналов. Когда не сочетаются слова и невербальные проявления. Вам знакомо это — когда улыбка собеседника не касается его глаз? Буквально не достигает их, и глаза на лице живут как бы отдельно, а улыбка словно принадлежит кому-то другому?
Или его выдает тембр. Кстати, это один из самых ярких признаков, которые даже матерому лицемеру сложно контролировать. Человек с отличными способностями к «замыливанию глаз» тем не менее часто не может выглядеть натурально — выдает напряженный голос.
Лицемерие, по большому счету, всегда формально, и именно поэтому человек «с хорошим слухом» способен его быстро вычислить.
Почему люди лицемерят?
Что вообще движет лицемером? Для чего он разыгрывает эти спектакли перед обществом, притворяясь другой, более лучшей и приятной личностью и произнося слова, которые другим комфортно слышать?
За лицемерием на самом деле всегда стоит страх. Страх высказать мнение — допустим, потому, что оно непопулярное и даже опасное, или потому, что кажется, что его никто не примет в расчет. Или страх собственной незначительности, ощущение своей низкой ценности, подразумевающей, что твое мнение ни для кого не имеет значения, а значит, им и делиться не стоит.
Но делает ли человека лицемером разовое повторение расхожих истин, которые на самом деле он не разделяет до конца? Вопрос тут именно в количестве. Это разовая акция? Или человек постоянно говорит другим то, что тем нравится слышать?
А может быть, дело вообще в общепринятых и даже общепризнанных этических нормах? Вот очень хорошо знакомый мне пример из не такого уж далекого прошлого. Еще совсем недавно врачебной нормой было не говорить больному о реальной опасности его положения. Информировать только родственников. Это было не просто одобряемо, это было правилом без исключений.
Сейчас правила другие, их диктует расширение представлений о правах человека, считается, что человеку нужно дать возможность знать о происходящем с ним в деталях и самому распоряжаться остатком своей жизни.
Этическая норма ушла, а ведь еще недавно была абсолютно одобренной и приемлемой. Сегодня тех врачей назвали бы лицемерами. Но кто думает о том, чем именно было продиктовано их поведение?