10 способов справиться с осуждением и критикой
Как избежать критики и справиться с ней: 10 советов
Критика бывает разная — конструктивная и деструктивная, мотивирующая и демотивирующая, поддерживающая и вдребезги разбивающая, тактичная и токсичная. Важно понимать, что встречи с критикой неизбежны, потому что взгляды и мнения, представления и восприятие людей различаются.
Порой также имеет значение и фактор симпатии или антипатии. Поэтому важно договориться с собой и понять: даже если вы сделаете что-то выдающееся, очень ценное, сделаете талантливо, от души, все равно найдется тот, кому это не понравится. Тот, кто осудит, обесценит и раскритикует. Так бывает, потому что некоторым людям свойственно считать, что они знают, как нужно жить, думать, выражать или не выражать себя.
Толерантность к критике
Толерантность к критике, способность ее воспринимать, справляться с ней, отличать конструктивную критику от токсичной — очень важные для жизни навыки. В то время, когда один человек воспримет конструктивные замечания, найдет в них ценные моменты и использует себе во благо, другой обидится и почувствует себя задетым.
Если критика может быть конструктивной и деструктивной, то осуждение часто признак высокомерия. Возможный неприятный побочный эффект такой обиды — жизненная пассивность. Это явление хорошо описал философ Элкин Хаббард: «Хочешь избежать критики — ничего не делай, ничего не говори и будь никем».
Как справиться с критикой: 10 лайфхаков
- Научитесь определять, с какой критикой вы столкнулись: с конструктивной или с деструктивной.
- Если вы ощущаете, что критика была токсичной, принимайте ее как вызов.
- Развивайте способность реагировать на критику.
- Не отвечайте сразу. Дайте себе время успокоиться и проанализировать.
- Не защищайтесь, когда вас несправедливо осуждают или критикуют.
- Аргументируйте. Очень важно иметь четкие факты и аргументы, чтобы достойно отвечать на критику.
- Если вы боитесь критики, обратитесь к психологу.
- Относитесь к критичным высказываниям в свой адрес как к обратной связи.
- Обратную связь можно просить самим, исходить она должна от компетентных людей.
- Помните о своих сильных сторонах.
Критика в социальных сетях и интернете также может быть вызывающей разные реакции. Важно учиться доверять себе и не позволять никому навязывать вам свое мнение. Если чья-то точка зрения не совпадает с вашей и воспринимается вами как критика, достойным ответом может быть: «Спасибо за ваше мнение».
Не стоит обманывать себя: мы не можем нравиться всем. Безграничная любовь окружающих — это утопия, от которой лучше отказаться. Вступая в диалог с токсичным критиком, важно знать: порой он только этого и ждет, чтобы вылить на вас в ответ еще больше яда.
Помните и о том, что комментарии к вашим постам могут писать совсем неадекватные люди, «тролли». И полемика с ними способна навредить вашему эмоциональному состоянию. Зачем же поддаваться на провокации и тратить на них свою энергию?
О авторе
Светлана Святетски — психолог, сказкотерапевт, член Восточно-европейской ассоциации экзистенциальной терапии. Ее сайт.