Страстная пятница: в чем ее символика и как она помогает нам сегодня
Страстная пятница
Никого из близких не было рядом с Христом. Он шел в окружении угрюмых солдат, два преступника, вероятно, сообщники Вараввы, делили с Ним путь к месту казни. Каждый имел titulum, табличку с указанием его вины. Та, что висела на груди Христа, была написана на трех языках: еврейском, греческом и латинском, чтобы все могли прочесть ее. Она гласила: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский»…
Распятие
По жестокому правилу обреченные сами несли перекладины крестов, на которых их распинали. Иисус шел медленно. Он был истерзан бичами и ослабел после бессонной ночи. Власти же стремились кончить с делом поскорее — до начала торжеств. Поэтому центурион задержал некоего Симона, иудея из Киренской общины, который шел со своего поля в Иерусалим, и приказал ему нести крест Назарянина…
Воскресение
Выйдя из города, повернули к крутому главному холму, расположенному недалеко от стен, у дороги. За свою форму он получил название Голгофа — «Череп», или «Лобное место». На его вершине должны были поставить кресты. Римляне всегда распинали осужденных вдоль людных путей, чтобы их видом устрашать непокорных.
На холме казнимым поднесли напиток, притупляющий чувства. Его делали еврейские женщины для облегчения мук распятых. Но Иисус отказался от питья, готовясь перенести все в полном сознании.
Поиск Бога в душе
Так известный богослов, протоиерей Александр Мень описывает события Страстной пятницы, основываясь на тексте Евангелия. Много веков спустя философы и богословы рассуждают о том, почему Иисус пошел на это. Каков смысл его искупительной жертвы? Для чего нужно было переживать такие унижения и страшную боль? О значении евангельской истории размышляли также крупнейшие психологи и психиатры.
Индивидуация
Индивидуация заключается в осознании человеком собственной уникальности, принятии своих возможностей и ограничений, объясняет юнгианский психолог Гузель Махортова. Регулирующим центром психики становится Самость. А понятие Самости неразрывно связано с представлением о Боге внутри каждого из нас.
Распятие в юнгианском анализе распятие и последующее воскрешение — это разложение прежней, старой личности и социальных, родовых матриц. Через это необходимо пройти каждому, кто стремится найти подлинное свое предназначение. Мы отбрасываем навязанные извне представления и убеждения, постигаем свою сущность и открываем Бога внутри.
Воскресение
Таким образом воскресение Христа в Евангельской истории юнгианство связывает с внутренним воскресением человека, обретением себя подлинного. «Самость, или центр души, — это и есть Иисус Христос», — говорит психолог.
«Справедливо считают, что эта тайна выходит за пределы, доступные человеческому знанию, — пишет о. Александр Мень. Однако есть и осязаемые факты, находящиеся в поле зрения историка. В тот самый момент, когда Церковь, едва зародившись, казалось, навсегда погибла, когда здание, возведенное Иисусом, лежало в развалинах, а Его ученики потеряли веру, — все внезапно коренным образом меняется. Ликующая радость приходит на смену отчаянию и безнадежности; те, кто только что покинул Учителя и отрекся от Него, смело возвещают о победе Сына Божия».