Можно ли научиться эмпатии?
Эмпатия: ключ к успешным отношениям
В романе «Убить пересмешника» Харпер Ли есть одна сильная фраза: «Нельзя по-настоящему понять человека, пока не встанешь на его точку зрения… Надо влезть в его шкуру и походить в ней». И мы вообще-то это умеем.
Нейропсихологи утверждают, что 98% людей обладают врожденными навыками эмпатии — могут представлять себя на месте других и смотреть на мир чужими глазами. Сложность, однако, состоит в том, что в повседневной жизни большинство из нас задействуют этот эмпатический аппарат не в полную силу.
Эмоциональная глухота?
Вы можете с утра, спеша на работу, спокойно пробежать мимо старушки, мучающейся с тележкой у ступенек подземного перехода, или, зайдя на новостной сайт, со скучающим видом пролистать сообщение о смертоносном цунами в Индонезии.
Такой эмпатический провал может случиться и в отношениях с близкими — например, когда вы кричите в раздражении на шестилетнего ребенка или злитесь, что жена попросила вас помыть посуду, забывая, что на ней и так лежит большинство домашних обязанностей.
Однако (хорошие новости!) практически каждый может научиться эмпатии; это ненамного сложнее, чем научиться водить машину или варить суп.
Активно слушать
«Ключевым для успешной коммуникации является наше стопроцентное присутствие в здесь-и-сейчас, следствием которого является способность понять, что именно происходит в душе собеседника», — пишет Маршалл Розенберг, психолог и автор идеи «ненасильственного общения».
Внимательно слушая собеседника (будь то друг, у которого только обнаружили рак, или муж, раздраженный вашим ненормированным рабочим днем), мы тем самым даем ему понять, что видим его проблему и принимаем его точку зрения.
Дайте человеку договорить, после чего воздержитесь от порыва немедленно начать отвечать: повторите про себя (а иногда и вслух) все то, что вы только что услышали. Так вы дадите понять собеседнику, что вы его услышали. Именно эта техника общения и называется радикальным (а также активным и эмпатическим) слушанием.
Искать человека
Следующий шаг, нацеленный на обострение эмпатии, берет свое начало в буддийских практиках: проведите день, думая о каждом человеке, который приложил руку к вашей повседневности.
Машинист поезда, которым вы едете на работу; рабочий, положивший плитку, по которой вы идете от метро до офиса; маленький филиппинец, в рабских условиях пришивавший пуговицы к вашей рубашке; плантатор Цейлона, вырастивший чай, который вы сейчас завариваете, — ваша жизнь неразрывно связана с жизнями других, неизвестных вам людей.
Открыться непривычному
Нам надо вернуть себе то любопытство ко всему на свете, которое было у всех нас, пока мы были детьми, и которое так успешно истребляет в нас современная жизнь. Здесь, однако, важно не впасть в другую крайность. Общаясь с людьми, помните, что ваша задача — не допрашивать, а расспрашивать, поэтому будьте доброжелательны и ненавязчивы, не превращайтесь в следователя.
Эмпатия — ключевой момент здоровых человеческих взаимоотношений. Как сказал Дэниэл Гоулман, придумавший термин «эмоциональный интеллект»: «Без эмпатии все мы глухи». И, раз уж эмпатией может овладеть каждый, попробуйте и вы — и отправьтесь в знакомый вам мир, полный незнакомого и непривычного.