Почему нам нравится подглядывать: психология перформанса
Перформанс: форма искусства
Перформанс — это форма искусства, которая давно не нова, но по-прежнему вызывает неоднозначные реакции у широкой публики. В отличие от привычного восприятия картин или музыки, взаимодействие с перформансом требует особого обучения. Почему одни зрители могут смотреть на художника, молча стоящего на сцене, часами, в то время как другие уходят через несколько минут, заявляя: «Это не искусство»? Чему нас учит искусство перформанса и как оно помогает нам выйти за пределы установленных рамок?
Авангард и перформанс
Ольга Шишко, специалист в области русского авангарда и искусства новых технологий, в своей лекции «Перформативные открытия русского авангарда» утверждает, что первыми перформерами были авангардисты. Авангард, зародившийся в начале XX века, отличался стремлением к инновациям и отказом от привычного и канонического. Художественные открытия авангарда касались расширения времени и пространства, что привело к появлению новых жанров, таких как медиа-живопись, звуковая скульптура, шумовые перформансы. Целью этих жанров было вызвать у зрителя новый опыт, не только визуальный, но и ментальный. Участие зрителя в перформансе стало новым способом взаимодействия художника и зрителя.
Искусство Марины Абрамович
Одной из художниц, близкой к реализации целей перформанса, является Марина Абрамович. В 1974 году она провела перформанс под названием «Ритм 0», где она стала объектом и призвала зрителей использовать различные предметы на столе для взаимодействия с ней. Поначалу участники обнимали и ласкали художницу, но со временем агрессия вспыхнула, и Марину начали травмировать. Этот перформанс показал истинную природу человеческих чувств и подавленных эмоций.
Эффект толпы и психология перформанса
Психолог Соломон Аш доказал, что люди часто принимают точку зрения большинства, даже если она неверна, отрицая собственные ощущения. Психотерапевт Ирина Винник видит в этом проявление подавленных эмоций. Перформанс позволяет людям выразить свои теневые качества без страха перед осуждением. Марина Абрамович отмечает, что в своем перформансе она вынесла на сцену страхи людей, используя их энергию, и побудила зрителей осознать их собственные теневые стороны.
В 2010 году художник Хэ Юнчан провел перформанс «Один метр демократии», где он допустил хирургическое вмешательство без анестезии в свое тело, чтобы подвергнуть сомнению ценность демократии и выборов.
Терапевтический эффект перформанса
Перформанс, как форма искусства, не только включает в себя взаимодействие артиста и зрителя, но также может быть терапевтическим инструментом. Арт-медиатор Наталья Агапова рассказывает о пластической медиации, где зрители становятся перформерами и через пластику тела открывают новые грани чувственного восприятия. Участие в таких мероприятиях позволяет людям раскрыться и стать смелее, преодолевая свои страхи.
Таким образом, перформанс как форма искусства имеет глубокий психологический и терапевтический потенциал, помогая нам расширить границы своего восприятия и выразить подавленные эмоции.