Читаю тексты, но ничего не понимаю. Почему и что с этим делать?
Многие мои клиенты жалуются на ухудшение мышления, внимания и памяти, отмечая проблемы с чтением. Они чувствуют, что не могут сосредоточиться, что прочитанное не остается в их голове.
Особенно это затрагивает людей, склонных к тревоге. Они постоянно ловят себя на мысли: «Что-то читал, но ничего не понял», «Все понятно, но ничего не запомнил», «Не могу дочитать статью или книгу». Иногда они начинают опасаться, что у них какое-то серьезное психическое заболевание.
Стандартные психологические тесты, как правило, не подтверждают эти опасения. Мышление, память и внимание на месте, но тексты не усваиваются. В чем же дело?
Американский социолог Элвин Тоффлер в книге «Третья волна» говорил о «клиповом мышлении». Современный человек получает огромное количество информации и пытается уловить суть. Но такая суть трудно анализировать, она мелькает как кадры в музыкальном клипе и усваивается кусочками.
В результате человек видит мир как калейдоскоп разрозненных фактов и идей, что ухудшает способности к анализу и синтезу. Клиповое мышление связано с поиском новизны и захватывающей информации.
Но читать длинные тексты трудно. Мы предпочитаем быстрый поиск новой информации, отвлекаемся на заголовки, ссылки, забываем, зачем открыли страницу. Это приводит к ухудшению способности читать длинные тексты.
Помимо клипового мышления, качество текста также влияет на понимание. Сейчас мы читаем много низкосортных текстов, пестрящих ошибками, без заботы о читателе. Мы тратим усилия на редактирование текста, что утомляет и разочаровывает.
Чтобы улучшить чтение, следует выбирать качественные источники и фильтровать информацию. Читайте художественную литературу, проверьте свои способности. Не спешите обвинять себя, если не понимаете текст — это может быть связано не только с клиповым мышлением, но и с низким качеством текста.
Если вы хотите читать легко, следуйте простым рекомендациям. Не пытайтесь проникнуть в суть низкосортного текста, а выбирайте качественные источники. Читайте художественную литературу и не спешите обвинять себя за трудности с пониманием текста.
Автор: Юлия Захарова, клинический психолог, член Ассоциации когнитивно-бихевиоральных терапевтов, работает в клинике «Доктор рядом».