Почему автомобили вызывают зависимость
Московский автолюбитель проводит в пробках в среднем 127 часов в год — больше, чем житель любой другой европейской столицы. Какое уж тут средство передвижения — очевидно ведь, что в большинстве случаев на метро было бы быстрее. По России цифры, разумеется, будут другими. Но и дороги тоже.
**Автомобиль как инструмент свободы**
В общем, автомобиль далеко не всегда удобен, если нам нужно добраться из точки А в точку Б. Однако это ничуть не останавливает сотни тысяч россиян, которые просто не мыслят своей жизни без машины.
**Личный автомобиль как свобода передвижения**
«Я постоянно выезжаю к клиентам на дом, — рассказывает стилист и парикмахер 38-летняя Вера. — И как бы я тащилась в метро с огромными кейсами косметики и инструментов? Я лучше выеду на час раньше, но добраться без машины мне просто нереально».
Совсем другие аргументы приводит 43-летняя маркетолог Жанна: «Я живу в машине. Тут мне никто не наступит на ногу, не пристанет с идиотскими вопросами. Если у меня встреча с утра, я могу выскочить из дома ненакрашенной и голодной — я знаю, что успею в пробках и накраситься, и выпить кофе, и перекусить, да еще и сделать десяток важных звонков».
**Автомобиль как личное пространство**
В сущности, Вера и Жанна имеют в виду одно и то же — автомобиль дает им новую степень автономии. «Говоря о машине, мы в первую очередь говорим о свободе, — уверена психолог Елена Станковская. — Машина облегчает перемещения в пространстве, выбор направления, организацию времени. И женщины, наверное, это чувствуют острее, поскольку расширяются не только их физические, но и гендерные возможности».
**Различия в зависимости от автомобиля**
Есть ли «женская» и «мужская» зависимость от автомобиля? «На самом деле разница невелика», — считает этнопсихолог и страстный автолюбитель Тоби Натан. Отмечая, однако, что мужчины больше ценят технические свойства автомобиля и его внешний вид, а женщинам часто важнее внутреннее пространство.
**Машина как продолжение личности**
«Я, даже припарковавшись, иногда еще сижу несколько минут в машине, — подтверждает 47-летняя Марина, инженер-технолог. — У меня там любимые вещи, какие-то талисманы свои расставлены-развешаны. Это мое убежище».
И это очень важное признание. Машина служит нам домом вне дома, а значит, в каком-то смысле и крепостью. Ну, или хотя бы коконом, который может защитить, если что-то идет не так. «Когда у нас случаются конфликты с мужем, я сажусь в машину и еду покататься без всякой цели, — рассказывает 33-летняя Лариса, риелтор. — Меня это успокаивает».