Дачная жизнь в 5 знаменитых фильмах

Дачная жизнь в 5 знаменитых фильмах
Опубликовано 16-03-2024, 21:28 в Самопознание | Фильмы

Сердца четырех

1941 год, режиссер Константин Юдин

Сестры Мурашовы — холодная и строгая Галина (Валентина Серова) и легкомысленная Шурочка (Людмила Целиковская) — выезжают на дачу. Старшая — чтобы вести занятия по математике в расположенной неподалеку военной части, другая — готовиться к переэкзаменовке. У девушек есть поклонники, которые тоже оказываются поблизости. Герои попадают в смешные ситуации, и в конце концов каждый находит свою любовь.

Веселая и легкая комедия положений была сдана в феврале 1941 года и на тот момент показалась начальству слишком уж легкой и оторванной от действительности. Однако уже в 1945 году уставший от изматывающей войны советский народ нуждался в оптимистичном взгляде на мирное будущее. Ленту достали с полки и в январе запустили в прокат.

Дачная жизнь в советское время

Обустроенная дача, где можно подремать в гамаке, отправиться на рыбалку и традиционно пить вечерний чай с вареньем, стала для зрителей знаком грядущей благополучной послевоенной жизни.

Вообще в тридцатые годы дачи могли иметь рабочие и служащие крупных предприятий — для них с середины 1930-х годов строились так называемые коллективные дачи. Например, на Рублевке Наркомат рабоче-крестьянской инспекции соорудил 103 фанерных домика для своих сотрудников. Семья до 4 человек получала двухкомнатное жилье площадью 15,4 кв. м с кухней 5.

Партийная элита жила гораздо комфортнее — за государственный счет крупные чиновники строили себе загородные резиденции. А служащие помельче заселяли бывшие дворянские дачи по несколько семей.

Утомленные солнцем

1994 год, режиссер Никита Михалков

В этом фильме как раз показана роскошная дача советской номенклатуры — большой участок с деревьями, расположенный неподалеку от речки или озера, просторный дом. К даче прилагается домработница (ее блестяще сыграла Светлана Крючкова).

Дачная жизнь комдива Котова напоминает дореволюционную дворянскую. Неспешно течет время, большая семья собирается за круглым столом с вязаной скатертью и ведет долгие беседы… На дворе 1936 год. Время как будто застыло, и герои пока не знают, что это затишье перед бурей политических репрессий...

Появление некогда пропавшего друга (Олег Меньшиков) жены комдива (Ингеборга Дапкунайте) вносит смятение в ряды утомленных солнцем дачников. Сначала переполох кажется радостным, но потом становится ясно, что всей этой прекрасной жизни скоро настанет конец.

Берегись автомобиля

1966 год, режиссер Эльдар Рязанов

Уже в хрущевские времена горожанам могли выделять загородные участки для огорода. На некоторых строительство было категорически запрещено. В остальных случаях размеры и формат домиков определялись строгими правилами.

А в шестидесятые, когда происходит действие фильма, стали образовываться садоводческие товарщества с участками 600-800 кв. м. Получив свои «шесть соток», советский гражданин мог соорудить летний домик. В известной сцене из фильма «Берегись автомобиля» мы видим, как это происходило. Возводятся плотные заборы, на участках идут строительные работы.

И если колоритный герой Анатолия Папанова выращивает на продажу «кулубнику» на дачном огороде, то его несознательный зять Дима Семицветов (Андрей Миронов) явно мечтает о двухэтажном особняке. Таком, какой вместе с участком конфисковали у соседа — заместителя директора трикотажной фабрики.

Дача наряду с личной «Волгой», домашними безделушками, коктейлями и магнитофоном Grundig олицетворяет в картине мещанскую роскошь, к которой стремились и которую могли получить, как правило, спекулянты и нечистые на руку граждане.

Джентльмены удачи

1971, режиссер Александр Серый

В советские времена дачу могли получить и люди науки, искусства — но только те, кого удостоило такой премии государство. В фильмах было принято показывать, как некий профессор или артист живет в большой квартире, ездит на личном автомобиле и отдыхает на даче.

Вот и ученый из фильма «Джентльмены удачи» владеет комфортабельной дачей — просторной и теплой, наши герои скрываются там зимой, греясь у камина.

Москва слезам не верит

1979 год, режиссер Владимир Меньшов

Если в шестидесятых для Рязанова дача была атрибутом мещанства со знаком «минус», то уже в семидесятые вместе с режиссером Владимиром Меньшовым мы смотрим на нее без осуждения.

Тося (Раиса Рязанова), одна из трех героинь, приехавших в Москву попытать счастья, выходит замуж за скромного строителя. В начале фильма мы видим, как они начинают обустраивать дачу — Николай проводит гостей по участку и рассказывает, как планирует его обустроить. Правильный советский гражданин использует дачу по назначению — растит плодовые и овощные культуры.

Спустя 20 лет уже все три женщины привычно чистят на веранде овощи для домашнего консервирования.

1
0
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Попадают ли под мобилизацию люди с психическими расстройствами?Вот будет лето — поедем на дачуДобродетели чайного листаНайти свое место в новой реальности: какие профессии будут востребованы?Три фильма, которые стоит посмотреть в февралеФильмы, которые вернут вам внутренний покойРак щитовидной железы: как не допустить развития болезни — 6 главных правил«О Великой Отечественной войне нужно рассказывать»: праздновать 9 Мая или нет?И тогда тайное стало явным«Победа, сынок! Война кончилась»: воспоминания детей войныВ каком жанре вы живете: комедия, детектив, драма? Как изменить взгляд на жизнь«После войны у женщин была еще одна война»«Я услышала, что Гитлер зарвался»: очевидцы вспоминают начало войныАнтон Бильжо: «Было интересно следить за взаимодействием двух позиций»Грань допустимого: три киноновинки 2020 года
Показать ещеСкрыть
Сейчас обсуждают
Скрыть комментарии Показать обсуждения