Антон Бильжо: «Было интересно следить за взаимодействием двух позиций»

Антон Бильжо: «Было интересно следить за взаимодействием двух позиций»
Опубликовано 16-03-2024, 19:47 в Самопознание | Фильмы

Интервью с Антоном Бильжо: процесс создания фильма "Амбивалентность"

Кастинг главных героев

Антон, расскажите, как проходил кастинг главных героев. Видели ли вы работы Данилы Стеклова и Егора Морозова до того, как утвердить их на роли?

Антон Бильжо: Да, я смотрел фильм «Близкие», где играл Даня Стеклов, и сразу его там заметил. Когда читал сценарий «Амбивалентности», подумал, что он подходит на роль Петра. А вот Егора Морозова впервые увидел на пробах и обратил на него внимание, хотя кастинг у нас был довольно большой. Вообще весь процесс подготовки был стремительным: я присоединился к проекту — и буквально через месяц начали снимать.

Работа с сценарием

Это ваша первая работа с чужим сценарием. С какими сложностями вы столкнулись и какие новые возможности дал этот опыт?

Антон Бильжо: Пришлось работать с материалом, который авторы писали «под себя». Я смотрел их фильм «Зимний путь», в котором раскрывался мотив запретной любви. Честно говоря, эти тема и накал не совсем мне близки. Но в истории было много интересного мне: нерешительность героев, их попытки разобраться в жизни и своих иллюзиях. Возможно, история в итоге лишилась определенной романтической составляющей, а герои стали чуть более странными. В сценарии образы были менее противоречивыми, но в итоге получились персонажи, которые совсем себя не понимают и не видят со стороны. Я начал воспринимать этот материал как свой, нашел в чужой конструкции то, что было близко лично мне. Это был интересный опыт. Оказалось, что на уровне режиссуры можно, немного сместив акценты, рассказывать собственную историю.

Работа с актерами

Как вы работали с актерами? Им приходилось четко следовать сценарию с прописанными диалогами или была возможность импровизировать?

Антон Бильжо: Все диалоги, конечно, были прописаны, но я старался идти от актеров, не давать им жестких указаний. Они были свободны, двигались по своим траекториям, проживали все ситуации, много импровизировали, какие-то диалоги придумывали в процессе. Несколько сцен добавили непосредственно во время съемок, и в итоге стало понятно, что они необходимы. Это был очень живой, творческий процесс, который помогал найти новые детали и неожиданные решения.

Интересные моменты съемок

Расскажите об интересных эпизодах, произошедших во время съемок, — например, о страстной сцене в лифте, которая стала одной из самых запоминающихся в картине.

Антон Бильжо: Мы решили добавить мигание лампочек в лифте, потому что такой пульсирующий свет ассоциируется с сексом, развлечением, праздником. Снимали мы этот эпизод в центре лифтового завода, и вокруг работали люди. Мы завесили все вокруг тканью и делали вид, что ничего не происходит, но все равно время от времени кто-то пытался к нам заглянуть. Возможно, из-за этого стресса и адреналина сцена получилась такой, какой она вошла в фильм, буквально с первого дубля. Мы просто запустили актеров в лифт — и между ними вдруг возникла «химия». Все получилось стремительно — совсем как в жизни.

Искусственные опоры

Для съемок были выбраны любопытные локации: от колоритного придорожного кафе и рок-клуба до музея, в котором работает главная героиня. Они подчеркивают «непохожесть» героев и создают эклектичную атмосферу города. Как искали эти места?

Антон Бильжо: Честно говоря, времени было мало, и мы выбирали из того, что было, создавали мир «полуокраин». Нашли придорожное кафе рядом с троллейбусной остановкой, там все было завешано фанатскими шарфами, мы ничего не меняли, не добавляли. Квартиру Петра отсняли в московском доме, из которого давно выселили жильцов. Это место напоминает о «Мечтателях», только не таких красивых, как у Бертолуччи, а немного обшарпанных. Да и сама зима была странная, что создавало определенную атмосферу. Снега не было, лишь зеленая трава. Карусель с лебедями нашли в московском парке «Сказка». Вокруг ни души, бесснежно, сыро… А после сцены драки, когда Петр выбегает из квартиры, пошел снег, так что природа помогала создавать настроение.

Финал и интерпретации

Финал картины многим показался ожидаемым и предсказуемым. Были ли другие версии развязки этой истории?

Антон Бильжо: Возможных концовок была масса. Но суть ведь не в том, чтобы финал удивил. В «Амбивалентности» скорее подразумевается, что исход истории заранее известен, но мы на протяжении фильма следим, как герои к нему придут. Мы наблюдаем за ними словно за экспериментом: нам интересно, что происходит в пробирке, какие возникают реакции. В сценарии финал изначально был именно таким, я лишь дополнил его, добавил некоторые детали. Мне интереснее всего было наблюдать за взаимодействием двух позиций — участника жизни и наблюдателя. Меня очень волнует невозможность гармонии между такими противоположными жизненными путями и позициями, поэтому хотелось столкнуть в финале их носителей.

Платформа IWantFilm

Не секрет, что авторскому фильму сложно окупить средства, потраченные на его производство. Как вы думаете, есть ли способы изменить ситуацию? Можно ли считать созданную вами платформу IWantFilm попыткой изменить ситуацию?

Антон Бильжо: Да, это такая попытка энтузиастов найти новые пути, новые способы взаимодействия, создать лабиринт, в котором продюсеры и авторы нашли бы друг друга. Но пока непонятно, как на этом зарабатывать. Благодаря этой платформе уже вышло несколько фильмов, работа идет, но переворота на рынке пока не произошло. Действительно, авторский кинематограф переживает сложности. Но перед авторским кино вряд ли стоит прямая задача окупить свое производство. В первую очередь это ниша, в которой открываются новые режиссеры, проводятся эксперименты, обогащается киноязык, а творчество претендует на свободу от диктата продюсеров и прочих рамок. Мне кажется, сейчас происходит сдвиг, зрители начинают больше интересоваться такими фильмами. Авторские картины — такие, как, например, «Аритмия» — становятся популярными и любимыми. Зритель хочет увидеть сегодняшнюю реальность, порефлексировать, над чем-то задуматься. Главное — чтобы такой зритель пошел в кинотеатр.

Влияние продюсеров

Во время съемок «Амбивалентности» вы работали бок о бок с продюсером. Бывает, что вмешательство продюсеров оставляет в картине совсем немного от режиссерского замысла. Чувствовали ли вы давление, которое вынуждало вас снимать картину определенным образом?

Антон Бильжо: Мне очень повезло: продюсеры вообще не вмешивались в мою работу. Думаю, они мне доверились, и это удивительно. Ольга Цирсен ничего не комментировала и профессионально, с полной самоотдачей выполняла поставленные задачи. Было более чем комфортно, несостыковок не возникало. Даже история с «Рыбой-мечтой» была гораздо сложнее в производственном плане: несколько раз камеры просто переставали работать, и на этом фильм мог закончиться. А во время работы над «Амбивалентностью» продюсеры мне помогали, с ними был конструктивный диалог. Мне была дана свобода, благодаря которой я смог выразить все, что хотел.

Интерпретация фильма

Читаете ли вы рецензии на собственные фильмы? Как относитесь к интерпретациям ваших картин, которые не совпадают с вашим собственным видением?

Антон Бильжо: Мне кажется, фильм живет своей жизнью. Иногда интерпретации картины становятся для режиссера новостью: критики и зрители видят то, что он не предполагал и не подразумевал. Это очень интересно, ведь режиссер сам находится в процессе поиска и взаимодействует с жизнью, и она предлагает режиссеру некий взгляд на самого себя. Так что неожиданные трактовки всегда очень интересны. Тексты о своих фильмах я читаю, но осторожно. Стараюсь много не думать о том, что уже снял, — мне хочется идти дальше. Но встречаются очень интересные мысли, и кинокритики иногда бывают умнее режиссеров. В их анализе выстраиваются такие взаимосвязи, которых режиссер порой даже не видит, и это удивительно.

Будущие проекты

После выхода в прокат «Рыбы-мечты» вы рассказывали о сценарии про профессора-физика, который «попал за границу событий, в черную дыру». Вы планируете доработать эту историю?

Антон Бильжо: Да, сценарий все еще жив, а денег по-прежнему нет. Но я активно работаю, и есть надежда, что что-то изменится. Возможно, со своими нынешними продюсерами — Асей Темниковой и Ольгой Цирсен — я буду делать еще один проект, как ни странно, о балете. Это тоже немного сказочная тема. Над сценарием мы работаем с Хельгой Ландауэр, которая была сценаристом фильма «Хрусталь» Дарьи Жук. Посмотрим, что получится, пока очень интересно.

Элемент волшебства в фильмах

Начиная с

0
0
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
«Он меня больше не хочет»«Мой ребенок сошел с ума»Женщина, которая помнит все: невероятная история 31-летней РебеккиРадмила Хакова: «Я нашла человека, которого искала»«Главный риск в толковании снов — узнать правду о себе»«У меня все слишком легко складывается»«Пережив смерть дочери, я понял, что такое семья»«Толстый волосатый мужик грозится напрыгнуть на мой член»: откровения о сталкинге комментируют экспертыВесь в себе: как перестать мучиться от собственного эгоизма?«К тебе, мама»: история насилия длиною в детство. Часть 4Почему с синдромами самозванца, перфекциониста и другими «спецэффектами» не надо бороться?Метод Пеннебейкера: всего три дня на то, чтобы стало лучше«Я потерял смысл жизни»: как быть, если последние события в мире лишили вас чего-то важного«У вас есть лучший друг. Это вы сами»Смерть, которая приносит облегчение
Показать ещеСкрыть
Сейчас обсуждают
Скрыть комментарии Показать обсуждения