Почему с синдромами самозванца, перфекциониста и другими «спецэффектами» не надо бороться?

Почему с синдромами самозванца, перфекциониста и другими «спецэффектами» не надо бороться?
Опубликовано 3-03-2024, 06:06 в Познать себя | Человек среди людей

"Искоренять «синдром самозванца», перфекционизм и подобные им феномены категорически нельзя. Потому что на самом деле это наши «спецэффекты», которые при умном использовании можно приручить и применять во благо себе, любимому, и своей психике, убежден автор трансформационных игр, тренер Антон Нефедов.

Нужно разделять два понятия, объясняет эксперт. Первое — то, что нужно нести в психотерапию и, возможно, стоит «лечить». И второе — то, что выдумано на ровном месте. Ведь нередко случается, что намерение бороться с разными синдромами у человека возникает после того, как он начитался в интернете всяких советов, прошел какие-то невалидные тесты, а потом поставил диагнозы из головы, накручивая себя еще сильнее.

«И разворачиваются боевые действия: курсы, марафоны, тренинги — как уничтожить в себе внутреннего критика, перфекционизм, самозванца, новичка и так далее. Зачем? Внутренний критик — это вполне вменяемая субличность, которая создана затем, чтобы мы не вляпывались в неприятности. Он просто сверяется с реальностью», заступается за опальный синдром игропрактик. Задача у критика, по его мнению, в том, чтобы все проверить, и, если все в порядке, он дает добро действовать.

«А мы докручиваем этого внутреннего критика до образа маразматика, который нам что-то там запрещает делать, — рассуждает Антон. — Мне говорят: „Я хочу искоренить своего внутреннего кого-то там…“ Я отвечаю: „Ну отлично. Звучит как отрубить себе руку“. Ну зачем бороться с собой? Я как будто стою и сам себя в лицо бью кулаком. Я категорически против таких историй. Все эти синдромы нам нужны, их можно использовать во благо», уверен Нефедов.

Но есть вещи, которые требуют профессиональной помощи. Если мы чувствуем себя выгоревшими дотла, можно сходить к психотерапевту, компетентному специалисту, считает Антон Нефедов.

Например, мотивационный спикер и автор бестселлеров Барбара Шер убеждена, что выгорание за две недели отпуском не исправить. «Выходные, отпуск — это прекрасно, если ты при этом не белка с вытаращенными глазами, у которой горит колесо, — поясняет Антон. — Во втором случае один разок сходить в спа-салон не поможет».

Если же речь идет не о критическом состоянии, а о пресловутых синдромах «самозванца и Ко», то тут тоже есть ловушка, в которую многие попадают.

Лень или защитный механизм? Мы часто накручиваем себя на ровном месте. «С одной стороны, эти синдромы становятся отличным оправданием: я в глубокой яме, но в этом виноват мой синдром самозванца, — рассуждает Антон Нефедов. — С другой стороны, та же лень — прекрасный защитный механизм, он сидит в теле, чтобы не дать нам делать ту работу, которая для нас не предназначена или нам не по силам».

Пример лени и холодильника. Антон любит метафоры. И объясняет тот же синдром лени (или прокрастинатора) на примере холодильника. Есть четыре его формата и соответствующих рекомендаций при «лени».

Я холодильник, а не стиральная машина. Перестаньте требовать от холодильника, чтобы он стал стирать ваши вещи. Ведь иногда это выглядит именно так: «Я холодильник, я рыдаю и кусками льда из нижнего ящика пытаюсь постирать белье». Получается, нужно лишь понять, отчего возникает лень. Оттого, что я холодильник, который пытается уговорить себя стирать вещи? Тогда это защитный механизм. И он нам необходим, спасибо ему за его сигнал.

А если я холодильник, который уговаривает себя морозить фрукты, то надо проверять — я вилку в розетку вставил? Может, у меня просто не хватает энергии, ресурса, чтобы делать свою задачу? И это уже иная линия. Тогда наша лень — как предохранитель, который не дает нам перегореть. Снова не надо избавляться, спасибо и ему.

Есть третья грань. Я — холодильник, в розетку вставил вилку, но не знаю, что делать. Таких персонажей Антон называет «Необознашками». Условно говоря, они знают, что они холодильники. Но никак не признаются себе в этом: «Нет-нет-нет, я еще ищу свое предназначение». Это еще одна грань — неготовность идентифицироваться, и тогда нужно работать с принятием себя как холодильника. В этом случае «лень» — сигнал о проблемах с идентичностью или экзистенциальном кризисе. Возможно, нужна помощь психолога.

И наконец, четвертая форма. Когда я холодильник, я это знаю, вилка в розетке, энергия есть, мне принесли фрукты, а я дверку не открываю. Я, конечно, знаю, что я холодильник. Но вдруг я недоморожу, а вдруг что-то сделаю не так, а вдруг я бракованный?

«Вот в этом последнем, четвертом случае происходит такая внутренняя свистопляска! Достаточно ли я хорош, достоин ли морозить такие фрукты? — размышляет Антон Нефедов, — Мысли, как кони, несутся в голове. Возникает ступор — и сразу ставится диагноз самому себе: у меня синдром самозванца. А на самом деле нужно проверить технические характеристики: всего ли достаточно? Электричество есть? Стабильность в розетке? Помыт ли я? А может, у меня магнитики старые — надо их выбросить, поблагодарить воспоминания и принять новые впечатления».

Три простых правила для любителей синдромов. Синдром новичка. Кроме синдрома самозванца есть и другие, похожие по своему механизму. Например, синдром новичка. «Это новая фишка. Страх, что в спортзале все накачанные, а я первый раз пришел такой без бицепсов, — объясняет эксперт, — опасения не соответствовать надуманному высокому уровню окружающих. Это все решается, но маленькими действиями.

Но я категорически против призывов из серии: «Встань и иди, делай! Надо прямо сейчас пойти и всем показать». Это тяжело. Это удар для психики, и потом будет откат. А откаты — это больно. Ты вырвался на ресурсе, но потом тебя накрыло, и реальность, как зеркало, вернет тебя обратно. За что люблю трансформационные игры, метафорические карты — с ними очень аккуратно, бережно можно пробовать, как шведский стол, всего понемногу».

Три правила. Есть три простых правила при синдроме новичка (они актуальны и для других синдромов).

Пробовать. Если не понравилось, отложить, попробовать другое. «Мне не вкусно. И не потому, что я какой-то не такой, а просто я не хочу эту рыбу. Соседу она, может, и нравится, но не мне», — поясняет Антон Нефедов.

Делать маленькие шажочки. Если решили что-то попробовать, то возьмите один кусочек тортика, а не пытайтесь засунуть в рот сразу килограмм сладости. Так же и с продвижением в соцсетях своего бренда. Выложите одну сториз. Страшно «лицом выйти» — сфотографируйте небо и напишите «Доброе утро». Весь этот внутренний зоопарк с синдромами рушится как конструкция и начинает работать на вас, когда вы переходите к действиям. И тут маленькие шажочки — главный рецепт.

Помнить про любящие глаза. И не про чьи-то извне, а про свои собственные. «Если мы смотрим на себя глазами злой мамаши, то как это все, описанное выше, можно делать? — делится Антон, — У Веры Полозковой есть такая фраза: „Если ты не видишь хорошего, это не значит, что мир протух, это просто значит, что у тебя хреново с оптикой“. Очень часто мы через такие очки смотрим на мир и на себя. Поэтому стоит вспомнить про добрые глаза и посмотреть на себя с любовью».

Правильная оптика и «прием кастрюли». «Протирать очки» стоит при приручении любого синдрома. При синдроме самозванца, например, разные гуру предлагают писать о своем опыте, составив список. Но чтобы его составить, уверен Антон Нефедов, нужно честно настроиться. «Если ты не настроился, то будешь видеть только ошибки, я много раз проверял. И получится вывод: за пять лет я ничего не сделал. Вот почему нужен рядом профессионал-психолог, МАК-консультант или „Мастер Игр“, который будет вовремя стирать с твоего зеркала слезы».

«Прием кастрюли». Чтобы настроиться правильно, можно использовать «прием кастрюли». «Опишите, что хорошего сделала эта или та кастрюля, — объясняет эксперт, — Она сварила для вас и вашей семьи много вкусных супов. Или шампунь — что сделал хорошего он? Найдите какой-то объект во внешнем мире и настройте свою оптику через него. Тогда фокус внимания перестроится, и вы начнете замечать хорошее. И вот теперь уже можно переходить к себе».

А еще полезно понаблюдать за собой: а какими метафорами и словами я описываю мир? Там есть место радости, гордости, теплу и любви или я вижу только предательство и проблемы? «Очки не должны быть розовыми, любящие глаза — это не про то. Я говорю про „ресурсные очки“. У меня такая ежедневная базовая настройка — найти ресурс. Потому что счастье — навык. Это не про то, что все к лучшему, было плохо, а теперь все будет хорошо. Нет! Не надо путать ресурс и позитив».

Все эти общие подходы и рекомендации полезны при любом синдроме. А их великое множество в нашем «внутреннем зоопарке». Но есть среди «зверюшек» и наиболее знакомые нам.

«Внутренний зоопарк» и как с ним подружиться. Не нужно с ними бороться, это бесполезно — это же наша часть, это мы. А вот приру

2
0
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Женщина, которая помнит все: невероятная история 31-летней Ребекки7 странных вопросов, чтобы увидеть в жизни цель«Боюсь расстроить близких и забываю о своих интересах»«Медперсонал шептался, что я нечистая»: три истории о жизни с ВИЧ в России«Я потерял смысл жизни»: как быть, если последние события в мире лишили вас чего-то важногоКак заботиться о себе в кризисной ситуации: советы психологаРодители тоже плачут: почему детям полезно видеть наши слезыЭлизабет Гилберт: «Как я реагирую на критику»«У вас есть лучший друг. Это вы сами»Радмила Хакова: «Я нашла человека, которого искала»Когда чужая зависть вызывает в нас чувство стыдаЛама Йонге Мингьюр Ринпоче: «Счастье живет в каждом из нас»«У тебя скоро появится братик»: как научить ребенка справляться с ревностью30 самых искренних фраз, чтобы сказать о любви«Всю жизнь доказывал маме, что я не хуже девочки»
Показать ещеСкрыть
Сейчас обсуждают
Скрыть комментарии Показать обсуждения