«Прекрасная эпоха»: сказка о потерянном времени
В поисках прекрасной эпохи
В разговоре с женщиной есть один болезненный момент. Ты приводишь факты, доводы, аргументы. Ты взываешь к логике и здравому смыслу. И неожиданно обнаруживаешь, что ей противен сам звук твоего голоса, — так описывал состояние кризиса в паре Сергей Довлатов.
Как всегда, очень точно. Именно это и произошло с Виктором и Марианной Дрюмон.
Борьба с переменами
Виктор (Даниэль Отёй) отчаянно сопротивляется переменам. Его можно понять: газету, в которой публиковались его иллюстрации, полностью перевели в цифровой формат, а интернету комиксы Виктора не нужны. Художник воюет с новым миром — миром гаджетов и технологий — и раз за разом терпит поражение.
Его жена Маринна (Фанни Ардан) тоже воюет, но с возрастом и с негативными эмоциями — своими и мужа. И, кажется, побеждает: у нее есть любовник, а на лице почти нет морщин или, во всяком случае, куда меньше, чем у женщин ее возраста. Правда, как только любовник переходит в статус постоянного партнера, выясняется, что по ночам он храпит и в целом куда менее интересен, чем без пяти минут бывший муж.
А вот с технологиями Марианна как раз дружит: ей удалось перенести свою психотерапевтическую практику в онлайн-формат и благодаря специальному алгоритму обслуживать 3000 пациентов в день.
Погружение в прошлое
Как легко порой заиграться в прошлое, прокручивая в голове самые приятные его моменты. Тут бы читателю решить, что «Прекрасная эпоха» — очередная драма о кризисе семейной жизни или о столкновении старого и нового, но нет. Чтобы взбодрить вконец приунывшего отца, сын дарит ему необычный опыт — возможность перенестись в любую эпоху и стать в ней кем угодно. Виктор выбирает 1974-й, точнее — 16 мая 1974 года в Лионе. День, когда он встретился с девушкой, перевернувшей его жизнь.
И здесь, кажется, впору завершить текст, чтобы не убивать всю интригу и не рассказывать, как именно произойдет это путешествие во времени. Но «Прекрасная эпоха» — тот самый случай, когда в фильме прекрасно все: и сюжет, и диалоги, и музыка, и актеры, и смысл.
Важность настоящего
Он в том, как легко порой заиграться в прошлое, прокручивая в голове и не только самые приятные его моменты. В том, что ностальгия способна сыграть с нами злую шутку и как опасно «рыться в обрывках воспоминаний», «постоянно переписывать людей по своей воле». В том, что куда важнее посмотреть на человека рядом с тобой — и «найди в нем красоту, печаль, удивись ему. Сегодня, здесь и сейчас».
В противном случае жизнь так и останется черновиком, в ней «будут лишь прелюдии, этюды и интересные наброски, но самой жизни не будет».
Другие фильмы для просмотра
- «Место встречи» (The Place, 2017)
- «Идеальная семья» (Una famiglia perfetta, 2012)
- «Полночь в Париже» (Midnight in Paris, 2011)
* Даниэль Отёй может быть известен представителям старшего поколения по дилогии «Придурки», а также фильмам «Манон с источника» и «Французская женщина».