«Джокер»: человек, который смеется
Нужно быть смешным для всех
Америка, Готэм-Сити, начало 1980-х
Грязь на улицах, безработица, отсутствие перспектив. Вокруг — все те же лица, изнуренные, уставшие, как пел Гэри Джулс в песне «Mad world». «Дело во мне — или весь мир сходит с ума?» — спрашивает Артур Флек своего психотерапевта. Он еще не знает, что программу его лечения скоро свернут и он останется один на один со своим все нарастающим безумием.
Артур Флек — паяц на полставки
Работает клоуном, мечтает о карьере стендап-комика. Коротает вечера за просмотром комедийного шоу своего кумира — Мюррея Франклина, пишет отчаянно несмешные шутки. В него не верит никто — даже мать, к которой Флек болезненно привязан («Разве для того, чтобы быть комиком, не нужно быть смешным?»).
Борьба с мрачными мыслями и бредовыми идеями
Большую часть времени Артур борется с мрачными мыслями или предается фантазиям, плавно перетекающим в бредовые идеи. Когда Флеку страшно, неуютно, когда он зол или смущен — разражается неуместным неконтролируемым смехом. Большую часть времени Артур если не борется с мрачными мыслями, то предается фантазиям, плавно перетекающим в галлюцинации и бредовые идеи, и балансирует на тонкой грани, отделяющей его жалкое существование в рамках условной нормы от настоящего безумия.
Превращение в Джокера
Но мир дожимает его — и однажды дожмет. Скрученная пружина выпрямится, и глубоко несчастный, уязвленный, неуверенный в себе Артур Флек превратится в главного антигероя вселенной Бэтмена — Джокера.
При чем тут Бэтмен?
Справедливости ради, конкретно в этом фильме человек-летучая-мышь появляется всего дважды. В середине картины Артур Флек знакомится с маленьким Брюсом Уэйном — будущим Бэтменом? считая его сводным братом, а в финале мальчик лишается родителей.
Всегда быть в маске
Врожденная уязвимость психики, серьезная детская травма, невыносимая жестокость окружающего мира и многочисленные тычки судьбы — мог ли Артур при всех этих вводных данных не стать Джокером? Мог. Но он им стал.
Блиц для тех, кто не знаком с персонажем
Джокер впервые появился на страницах комикса о Бэтмене в мае 1940 года. Придумали его Джерри Робинсон, Боб Кейн и Билл Фингер. Знаменитую улыбку Джокера изначально позаимствовали у Гуинплена, героя романа Виктора Гюго «Человек, который смеется». В разные годы в разных фильмах о Бэтмене Джокера играли разные актеры.