«Не бросай на полпути»: как научить этому ребенка с учетом его психотипа
Почему мы прокрастинируем?
Вряд ли найдется человек, который, начав любое дело, всегда его завершает. У каждого есть свой список недочитанных книг, незавершенных проектов, неразобранных вещей. Что же заставляет нас затягивать и не ставить точку? Универсальных причин прокрастинации не бывает, как и общих способов избавиться от нее. У каждого из нас есть свои зоны трудностей, которые отчасти связаны с различием темпераментов и личностных особенностей.
Индивидуальные черты и типы психотипов
Детский психолог Галия Нигметжанова объясняет, что индивидуальные черты формируются у ребенка с раннего возраста. Отчетливые для специалиста они становятся к пяти годам. Нигметжанова предлагает посмотреть на себя и своих детей в контексте 4 условных психотипов: чувствительные, тревожные, активные и реактивные.
1. Чувствительный тип
Чувствительным детям важно быть хорошими для кого-то другого. Они прекрасно доведут дело до конца, когда знают, что получат одобрение значимого человека. Трудности начинаются, когда похвалы недостает или она заменяется критикой. Задача родителей - научить ребенка быть хорошим не для других, а для самого себя.
2. Активный тип
Активные люди нацелены на победу и результат. Они трудно выдерживают проигрыш и могут легко оборвать дело, если предчувствуют неудачу. Задача родителей - учить ребенка смотреть на мир шире, принимая его во всем разнообразии.
3. Реактивный тип
Реактивные люди легко загораются идеей, но так же легко и быстро переключаются на другие дела. Они могут останавливаться на середине и прокрастинировать. Задача родителей - обеспечить ребенка строгим режимом и структурированным рабочим днем.
4. Тревожный тип
Тревожным детям трудно подступиться к новому делу. Они преданны своему делу и, начав, доведут его до конца. Задача родителей - пробуждать интерес ребенка заранее и подготавливать его к новым задачам.
Изучив психотип своего ребенка, можно научиться оказывать ему конструктивную помощь. Важно помнить, что каждый человек уникален, и подход к нему должен быть индивидуальным.