Как доводить начатое до конца и получать энергию

Как доводить начатое до конца и получать энергию
Опубликовано 16-03-2024, 04:18 в Осознанность | Практики how to

Как завершение дел влияет на наше состояние

Когда мы начинаем выполнять какое-либо задание, в памяти создается напряжение, которое разряжается, когда цель достигнута. Незавершенные дела приводят к тому, что напряжение накапливается, а чувство удовлетворения от сделанного не наступает, растет уровень стресса.

Различные подходы к завершению дел

Когда удовольствие несет не результат, а процесс. Для некоторых людей движение к цели важнее результата, поэтому незавершенные дела приносят им больше удовольствия, чем завершенные. Тем не менее даже для них существует фактор стресса от незаконченных дел, которые пришлось отложить, ведь в них нет ни результата, ни удовольствия от процесса.

Когда не важен ни процесс, ни результат. У этой категории людей нет ни целей, ни мотивации, в головах и жизни хаос. Им не важно, что и когда получать и каких целей достигать. К сожалению, отсутствие самоорганизации мешает в работе, семье, отношениях с окружающими. Наладить жизнь одними только навыками тайм-менеджмента у них не получится.

Большинство все же подпитывается энергией от завершения дела, поэтому для них важно заканчивать начатое. Для этого нужно уметь правильно определять цели и задачи:

  • если дело можно закончить сейчас, его не нужно откладывать;
  • цель, которая не может быть достигнута в ближайшее время, должна быть разбита на несколько подцелей, каждую из которых можно реализовать в обозримый срок. По мере возможностей завершайте их одну за другой, получая удовольствие от результата, несмотря на то, что основная задача все еще «висит».

Правильное планирование дел

Существует несколько подходов к вопросу планирования дел:

  • строить планы на день, неделю, месяц, год и исполнять их, при необходимости корректируя список целей;
  • в каждой ситуации определять приоритетные задачи и решать их, а остальные дела выполнять стихийно, по мере появления.

Оба подхода имеют право на существование, и нет универсальных рекомендаций о том, как правильно жить. Вы выбираете ту схему, которая позволяет накапливать энергию вам.

Как научиться завершать дела

Речь пойдет главным образом о тех, кто ориентирован на результат, придерживается какого-либо плана, ставит цели. Для них важно завершить то или иное дело, потому что в противном случае они будут накапливать напряжение.

К достижению результата можно применить тот же подход, что и к целеполаганию: дело, которое невозможно завершить в один заход (например, ремонт, обучение в вузе, изучение иностранного языка и т.д.), нужно разбить на этапы и последовательно их закрывать. Если что-то не получается, разобраться в причине. Спросите себя, почему вы не хотите это делать, что предпринимаете, чтобы завершить начатое? Какой следующий шаг планируете сделать?

Приемы для завершения дел

Ответы на вопросы могут открыть неочевидную истину — возможно, дело, за которое вы взялись, вам не нужно. Оно не соответствует жизненным целям и желаниям, требует слишком больших усилий, несоразмерных результату, или неактуально. В таком случае его можно и даже желательно не завершать. Если проанализируете ситуацию и решите, что делать этого не будете, для вашего восприятия задача перестанет быть незавершенной. Закрывая вопрос, можно получить тот же эффект, что и при окончании дела: оно больше не будет на вас давить, вы ощутите приток энергии.

Второй прием для тягостных и нелюбимых задач — делегирование. Научитесь перепоручать то, что никак не можете довести до конца, другим.

Классификация дел по важности

Ежедневно нас обступают сотни крупных и мелких дел. Как разобраться, за что взяться сразу, а что отложить на потом? Удобный инструмент, который позволяет быстро распределить дела, — разделить лист на 4 части. В каждую впишите текущие задачи по степени их важности и срочности:

  • верхний левый квадрат — важно и срочно;
  • верхний правый квадрат — важно, но не срочно;
  • нижний левый квадрат — срочно, но не важно;
  • нижний правый квадрат — не срочно и не важно.

Чтобы еще эффективнее справляться с зависшими задачами, придерживайтесь правил:

  • К каждому делу подходите осознанно и сосредоточенно.
  • Заканчивайте дела одно за другим.
  • Отдыхайте между задачами.

Самое главное — найти собственный способ пополнения энергии. Если для вас это завершение всех начатых дел — планируйте время и распределяйте дела по важности. А если вы получаете удовольствие от процесса, фиксируйте внимание на нем, а не на результате. Это поможет вам вести более сбалансированную жизнь, позволит избавиться от лишнего стресса и даст возможность открыть новые источники энергии.

Ольга Драгая — психолог, лайф-, велнес-, бизнес-коуч. Ведет блог в Инстаграме.

1
0
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Сейчас обсуждают
Скрыть комментарии Показать обсуждения