«…И еще раз учиться!» Зачем это нам, взрослым?

«…И еще раз учиться!» Зачем это нам, взрослым?
Опубликовано 15-03-2024, 00:36 в Познать себя | Человек среди людей

Физфак, аспирантура и юридическая академия: путь Катерины к знаниям

38-летняя Катерина вспоминает свой образовательный путь, который начался с физфака и аспирантуры, а затем привел ее в юридическую академию. Для нее это было не только интересно, но и полезно. "Потом я открыла свой бизнес и, соответственно, получила бизнес-образование. А еще я занималась танцами — для души. Сейчас я посещаю писательские курсы. Но уже задумываюсь, чем займусь дальше", — говорит Катерина.

Постоянное стремление к новым знаниям

Катерина — одна из многих людей, которые не останавливаются на достигнутом и постоянно отправляются за новыми знаниями. Некоторым нужны "корочки" для работы, другие ищут единомышленников, а кто-то просто следует моде на образование, которая охватила россиян в последние 30 лет. Но есть и другие, не всегда осознаваемые, причины, считает психоаналитический терапевт Илья Суслов.

"Прежде чем бросаться на поиски нового образования, стоит разобраться в своих потребностях", — утверждает он. "Не исключено, что есть более короткий путь к их удовлетворению. Понимая, чего хотим, мы можем сделать обучение максимально эффективным".

Явные и скрытые мотивы обучения

Илья Суслов рассказывает об одном случае из своей практики, когда клиентка пошла на курсы кройки и шитья, не зная зачем. В результате выяснилось, что ее мама хорошо шила, и клиентка скучала по ней. Таким образом, знания стали для нее аналогом тепла и любви. Может быть, именно такие недостающие аспекты мы пытаемся восполнить через обучение?

Многие люди, которым в детстве велели учиться, остаются с незакрытым гештальтом, по словам Ильи Суслова. Они стремятся получить образование по душе, которое им не удалось получить ранее. Явное обучение может дать второе дыхание в карьере, расширить кругозор и позволить быть в центре событий, особенно важно для творческих личностей.

"За профессиональным обучением стоит желание быть "быстрее, выше, сильнее"", — отмечает медицинский психолог, нейропсихолог Юлия Пунина. "И в хобби тоже можно развиваться, получая удовольствие от процесса и результата. Всегда есть какая-то цель и мотив, без этого обучение не имеет смысла".

Психологические аспекты обучения

Психотерапевт Илья Суслов обращает внимание на то, что на курсы и мастер-классы нас порой приводит дефицит ярких и сильных ощущений в повседневной жизни. Здесь мы можем получить доступ к искренним чувствам, проявить эмоции и почувствовать себя живыми. Но важно, чтобы это не стало зависимостью от эмоционального допинга.

Сложно остановиться для тех, кто постоянно ходит к гуру и учится у него на всех программах подряд. "Они видят в учителе идеального, принимающего, доброго отца или мать", — продолжает Илья Суслов. "Создается привязанность к образу важного и близкого человека, которого, возможно, в реальности у них не было".

Обучение как способ противостояния старым ранам

Получая дополнительное образование, мы иногда надеемся залечить раны прошлого. Например, у клиента Ильи Суслова, который пошел на курсы сомелье, отец был алкоголиком. У него возникла фантазия: если бы у них в семье была культура пития, то беды бы не случилось. Таким образом, он пытается исправить семейную историю.

Осваивая навыки, которыми владели умершие родственники, мы справляемся с горем. Мы идентифицируем себя с ушедшим близким, что помогает нам легче пережить потерю. Получение знаний может также быть формой протеста против семейных предписаний и попыткой найти свой путь.

Иногда люди, которым не дали возможность заниматься тем, что им нравилось в детстве, в зрелом возрасте начинают искать себя, бросаясь из крайности в крайность. "Построить карьеру заново в зрелом возрасте трудно, и не обязательно менять профессию ради увлечения", — отмечает Юлия Пунина. "Хобби может стать источником силы и энергии".

Обучение как тренировка для мозга

С точки зрения нейропсихологии обучение — полезное дело. "Мозг — сложная система со своими законами развития", — говорит Юлия Пунина. "Любой освоенный навык формирует новые нейронные связи как у ребенка, так и у взрослого". Возможность создавать новые связи может быть решающей в борьбе за активное долголетие.

Различные занятия, такие как рукоделие, математика, изучение языков, игра на музыкальных инструментах, способствуют развитию разных участков мозга и процессов. Также важно знать, что некоторые навыки могут оставаться с нами навсегда, спасая жизни или просто принося радость и удовлетворение.

Таким образом, обучение не только расширяет наши знания, но и помогает нам развивать мозг, сохраняя его активным и здоровым. Независимо от причин, которые могут побудить нас к обучению, важно помнить, что каждый полученный навык или знание делает нас богаче и умнее.

2
0
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Сейчас обсуждают
Скрыть комментарии Показать обсуждения