Эмоциональный интеллект не может развиться, если мы окружаем ребенка запретами

Эмоциональный интеллект не может развиться, если мы окружаем ребенка запретами
Опубликовано 14-03-2024, 05:02 в Интервью | Родителям

Почему так важно принимать эмоции ребенка?

Изабель Фийоза:

Чувство идентичности, то есть представление о собственном «Я», строится на осознании себя и своих эмоций. Если у ребенка нет права выражать то, что он чувствует, если никто не слушает его, когда он в слезах, в гневе или в страхе, и не признает его чувств, не подтверждает, что его ощущения имеют право быть, то он в конце концов перестанет осознавать, что именно чувствует на самом деле. Он или не будет ничего чувствовать в глубине души, или застынет в «разрешенной» эмоции вместо собственной эмоциональной истины.

Позитивное родительство предлагает иной путь: выслушивать, принимать и признавать эмоции ребенка, чтобы помогать ему создавать его личность. Сопровождение взрослого необходимо ребенку, чтобы его не захлестывали эмоции, чтобы он умел направлять свою энергию, научился выражать свои потребности социально приемлемым способом и знал, что не подвергает себя опасности, погружаясь в то, что чувствует.

Как помочь ребенку в обычной жизни развить эмоциональный интеллект?

Он не может развиться, если мы в течение дня окружаем ребенка запретами. Или если он, наоборот, растет в атмосфере вседозволенности. Но если мы не приказываем ребенку, это не значит, что мы все ему разрешаем. Надо задавать вопросы, предоставлять информацию и предлагать варианты выбора, которые позволят ребенку почувствовать, что он принимает решения. Наша задача — способствовать развитию его ресурсов, а не запирать его в рамки ограничений.

Дети учатся, подражая нам. Именно поэтому желательно проживать самим и давать прожить детям тот опыт, которому мы хотим их научить, вместо того чтобы обрушивать на них поток объяснений, указаний, советов.

Если мы называем словами то, что чувствуем («я устал, мне грустно, я сержусь»), это помогает детям поступать так же. Если мы попросим их рассказать, что чувствуют персонажи книги, которую им читают, или фильма, который мы смотрим вместе, это даст им понимание эмоционального мира и поможет усвоить его словарь. А также позволит познакомиться с собственными эмоциями.

Как принимать гнев ребенка, его грусть или его страх?

Гнев — реакция на фрустрацию или несправедливость. Ребенок нуждается в том, чтобы его гнев признали, поэтому родителям предстоит помочь ему назвать словами то, что вызвало гнев, не умаляя его и не высказывая суждений.

То же самое для грусти. Ее принимают и сопровождают. Вместо того чтобы спрашивать у ребенка: «Что тебя огорчает?», лучше спросить: «Что тебя огорчает больше всего?» Тогда ребенок может прямо назвать причину грусти и в то же время понимает, что родитель готов принять его эмоцию и помочь ему.

Так же мы будем действовать в случае страха: «Что тебя больше всего пугает?» Потом: «Что ты говоришь себе? Что ты чувствуешь?»

Как установили нейробиологи, если эмоции ребенка принимают и сопровождают, в его мозге формируются нейронные сети, которые позволят ему, когда он вырастет, более безопасно переживать свои эмоции, не оказываясь в их власти.

И в свою очередь, став родителем, он сумеет принимать и сопровождать эмоции своего ребенка.

Об эксперте

Изабель Фийоза — детский и семейный психотерапевт, ведущая тренингов для родителей. На русском языке вышли ее книги «Что мне делать с моим ребенком?» (Феникс, 2012) и «Год счастья. Be happy» (Рипол-классик, 2006).

1
0
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Сейчас обсуждают
Скрыть комментарии Показать обсуждения