Групповые процессы вместо культа индивидуализма: почему сейчас «я» меняется на «мы»
Я
Первое, что знаменует перемены в общественном сознании, — риторика. Если внимательно прислушиваться к посторонним разговорам вокруг и улавливать популярные формулировки в СМИ, можно отследить не для всех очевидные, но важные «маячки». Те самые, которые негромко говорят о смене трендов и неких важных тенденциях в обществе.
Изменения в риторике
Вместо «я у себя один» все чаще слышно «вместе справимся», вместо «ищи опору в себе» — «давайте поможем», вместо «мне никто не нужен» — «добавить в друзья». Это — лицевая сторона медали.
Социальные сети
Но наряду с этими изменениями в вербальном пространстве идут и другие, связанные: соцсети, еще недавно бывшие местом поиска и нахождения «своих по интересам», вдруг стали полем битвы группировок «своих» и «чужих», порой даже в дворовом формате «стенка на стенку». И даже функции простого «лайка» расширяются — он становится буквально присягой и приобретает функции подписи под коллективным письмом.
Глобальные процессы
В этом, как в капле воды, отражены глобальные процессы, идущие во всем мире: сначала объединение частных личностей в группу единомышленников, а затем противопоставление своей группы чужой (другой). По сути, сейчас, прямо на наших глазах идут чрезвычайно интересные с точки зрения психологии процессы смены ориентиров: с индивидуалистической модели — на коллективистскую. Но почему это происходит? И почему именно сейчас?
Мы
Для начала давайте разберемся с терминологией. Обе эти противоположные модели существуют веками, то сменяя друг друга, то сосуществуя в разных пропорциях.
Коллективистская культура
Это культура слияния по общим интересам, культура единения и единства, культура преобладания общего над частным, культура экстраверта. Она консервативна и базируется, как правило, на традиционных ценностях и правилах общежития, подразумевает сокращение дистанции между людьми и высокий уровень связей.
Индивидуалистическая культура
Это культура интроверта, обособленности, сосредоточения на конкретной личности, ее запросах, потребностях и особенностях. Индивидуалистическая культура предлагает скорее комфорт отшельника, где носителю достаточно себя и своего мира, он наслаждается уединением, сосредоточен на себе самом.
Ячейка общества
Человек оказывается в поле той или иной культуры из-за многих факторов. Например, попросту потому, что в ней родился — если это произошло, скажем, в России, Италии, Южной Корее или Узбекистане, существующих в традициях коллективистских культур, — или, соответственно, в индивидуалистических культурах скандинавских стран или Америки.
Отцы и дети
Для индивидуалистической культуры, например, чрезвычайно важна сепарация от родителей, причем своевременная. А вот для коллективистской — теснейшая связь с ними.
Эгоцентризм и дауншифтинг
А вот еще недавно чрезвычайно популярные темы в духе «полюби себя», «не работай, а живи на дауншифтинге себе в удовольствие», «позаботься о себе», «думай прежде всего о своих желаниях и потребностях» — черты культуры индивидуалистической.
Поиски компенсации
К слову, любопытно, что внутри каждой из этих культур, по всей видимости, ощущается нехватка «иного» и предпринимаются попытки его возместить или хотя бы имитировать.
«Ты чьих будешь?»
Психология формирования группы — чрезвычайно интересная тема. В конце концов, мы учимся по принципу подобия, эта потребность и это свойство заложены в нас с рождения.
Противопоставление «иным»
Но есть и обратная сторона: когда формируется любая группа, неосознанно возникает в какой-то момент и противопоставление «мы»-«они».
Закономерное чередование
И на этом этапе защита «своих» объединяет еще больше, буквально цементирует группу до состояния монолита…
Новый виток
Но вот жизнь сделала полный круг, как водится, сначала сменив краски задника с ярких на тусклые, со светлых на темные. И за нарциссическим, но в целом комфортным поколением в двадцатых последовало тревожное. С характерным обилием психологических сложностей, утратой опоры в жизни, депрессиями, внутренними конфликтами, тщательно пестуемыми девиациями и сложностями адаптации к миру.
Что из этого следует?
Новая цепочка: дошедшему до предела одиночества индивидууму снова стало критически важно ощущать тепло поддержки «снаружи», пресловутое «чувство локтя» и надежность в окружении «своих». Звенья в этой цепочке — набирающие популярность в последнее время генетические тесты, позволяющие в буквальном смысле найти своих по крови во всем мире, построение генетического древа, поиски своих по фамилии…