Профессия мечты: чем занимается дегустатор — и почему не каждый может им стать
Как работает дегустатор
Дегустатор пробует и оценивает образцы продукта, но от него не ждут ответа, нравится продукт или нет, так как он не является фокус-группой. Также дегустатор не является заменой химической лаборатории. Это как будто идеальный человек-потребитель, который пробует продукт во всей органолептической полноте, умеет его анализировать, описывать и формализовать свои ощущения. За одну сессию дегустатор может протестировать лишь ограниченное, не очень большое количество образцов, потом наступает сенсорное утомление.
Где учатся на дегустатора
Длинный и логичный путь к этой работе — обучение на соответствующей специальности в Университете пищевой промышленности. Такой путь создает дегустаторов для больших пищевых производств. Не меньше дегустаторов рождает сфера работы с вином — сомелье несложно перейти на путь дегустации других продуктов.
Какие качества важны в работе дегустатора
-
Высокая чувствительность
Человек должен различать базовые вкусы и ароматы. В число вкусов включают как традиционные сладкий, горький, кислый и соленый, так и относительно новые — умами, металлический, рыбный, жирный.
-
Знание библиотеки вкусов и ароматов
Вы пытаетесь описать вино с знакомым ароматом, но не находите слово. Потом кто-то говорит «вишня» — и да, конечно, это она. Знакомая история? Вот у дегустатора подобные связи срабатывают быстро и стабильно.
-
Любовь и внимательность к продукту
Для этого нужен некоторый запас любви и устойчивости.
-
Умение оценивать ощущения численно
Итогом дегустации является заключение, в котором указывается, например, следующее: «Образцы значительно отличаются. Образец А слаще, чем образец Б, на 30%.»
-
Понимание бизнес-задач
Разрабатывается новая формула продукта, произошла замена одного из компонентов, маркетинг ищет название и определения для продукта, поступила жалоба от пользователей и нужно найти странную ноту или происходит сравнение с конкурентами? Это целый мир задач.
-
Знание рынка
Опытный дегустатор знает свой продукт и продукты конкурентов.
-
Стабильность
Ощущения дегустатора должны быть стабильны, объективны, воспроизводимы.
-
Знание профессиональной теории
Методы и способы оценки, тесты на нахождение различий, схемы анализа и дескрипторы для каждой категории… Все это нужно знать.