Тренируем мозг: игры и упражнения для детей и взрослых
Упражнения для дошкольников
1. «Муха». Упражнение на тренировку внимания (5-8 лет)
Эта игра предназначена для нескольких участников. На асфальте мелом (или малярным скотчем на полу) рисуется таблица 3х3. Один из участников становится в центре и играет роль «мухи». Другой участник является ведущим и отдает команды: «налево», «вперед» и т. д. Участник «муха» выполняет команды, пока не услышит: «Муха вылетела!». Если он остается на поле после этой команды, то уступает свое место следующему игроку.
Для более старших детей можно нарисовать поле с большим числом клеток и ускоряться по ходу игры, произнося команды все быстрее.
2. Упражнения для развития ассоциативного и образного мышления (5-7 лет)
- Придумывание новых способов применения обычных предметов.
- Подбор ассоциаций к словам.
- Изобретение необычных свойств для предметов и их изображение.
- Расшифровка истории на основе изображения древнеегипетского папируса.
Такие упражнения помогают детям развивать творческое мышление и выходить за пределы стандартных шаблонов.
Упражнения для школьников
1. Таблицы Шульте
Это упражнение лучше выполнять в паре. Один участник показывает таблицу второму и дает инструкцию называть числа от 1 до 25 по порядку как можно быстрее, без ошибок.
Цель упражнения - развить внимание к деталям в тексте и улучшить беглость чтения.
2. Визуализация цифр на доске
Упражнение на визуализацию цифр для тренировки задней системы внимания мозга, ответственной за работу с визуальными образами.
Упражнения для взрослых
1. Запоминание предметов
Это упражнение выполняется в парах. Один участник окидывает взглядом предметы на столе, затем закрывает глаза, а второй участник меняет их местами. Первый участник должен запомнить, что изменилось.
2. Мнемотехника
Использование мнемотехник для запоминания информации, таких как зрительные образы для цифр, помогает улучшить память и концентрацию.
Обучение новому, тренировка внимания, мышления и памяти полезны в любом возрасте. Мозг пожилого человека может образовывать новые клетки даже в 85 лет, поэтому важно постоянно развивать его.
Источник: И. Мартынов «Мозг. Как он устроен и что с ним делать» (Аванта, 2020).
Об авторе
Илья Мартынов — нейробиолог, научный руководитель Музея мозга в Санкт-Петербурге и Центра развития мозга, популяризатор науки. С 2011 года читает лекции по нейронаукам и активно выступает за использование современных нейротехнологий для помощи людям с нарушениями в работе мозга.