Почему мне нравится эта картина

Почему мне нравится эта картина
Опубликовано 10-03-2024, 20:50 в Антистресс | Познать себя

Экскурсоводы и искусствоведы: мастера рассказов

Экскурсоводы и искусствоведы, как правило, рассказывают нам о мастерстве живописца, об его художественных приемах, о вдохновлявших его идеях, о деталях эпохи и биографии. Они объясняют, какую мысль и какими средствами художник хотел донести до нас. Все это по-своему интересно и важно, но, на самом деле, нисколько не приближает нас к пониманию того, что происходит между нами и поразившей нас картиной, и в чем на самом деле заключается наш диалог.

Приоткрыть занавес

Явное содержание картины, ее сюжет, можно сравнить с ловушкой. Подобно сновидению, у картин также есть сюжет, но для понимания глубоких проблем и чувств человека анализ этого сюжета ничего не даст. Психоаналитик понимает, что сюжет подобен театральному занавесу, скрывающему суть - пространство сцены. Размышления о том, что изображено на занавесе, не откроют его. И только когда пациент начинает спонтанно выражать свои ассоциации и чувства, приоткрывается бессознательный мир, что находится за занавесом.

Доверять восприятию

Восприятие картины - это глубоко личностный акт. Либо что-то резонирует в нас с картиной, либо нет. Поэтому разговоры о том, что какая-то картина должна нас потрясти, выглядят нелепо. Важно доверять своим эмоциям и чувствам, и не пытаться программироать их. Картина может оказаться "не нашей", искусственно вызвать в себе эмоции невозможно.

Войти в резонанс

Истинное восприятие картины требует серьезной внутренней работы, не ума, а бессознательного. Это происходит, когда мы перестаем рефлексировать и рационализировать, отпускаем себя, свои чувства и фантазии. Бродим по залам, останавливаемся у одних полотен, лишь скользим взглядом по другим. И в какой-то момент, возможно, мы чувствуем мгновенный резонанс с одной из картин, не понимая, что привело к нему.

Возможно, нам захочется убежать от картины, потому что она бурлит в нас темные стороны или пробуждает болезненные переживания. Или, наоборот, она открывает лучшие стороны в нас, и мы хотим продлить это ощущение. Возможно, мы просто захотим стоять и смотреть на нее. Картина может оказать глубокое и длительное воздействие, но мы, возможно, не сможем связать причину и следствие.

Почувствовать себя живым

Почему же для нас так важно посещать музеи, галереи, выставки? Почему мы возвращаемся к "своим" картинам? Каждому из нас хочется быть более живым, эмоциональным, творческим. Мы ищем путь к другой реальности, к бессознательному миру. Картины становятся для нас окнами в этот мир, который мы стараемся понять и принять.

Для нас важно знать, что у нас есть бесконечная душа, глубинные эмоции, придающие смысл нашей жизни. И наш диалог с художником становится диалогом двух творцов. Мы открываем себя для новых эмоций, новых переживаний, новых путей самопознания.

Об эксперте

Андрей Россохин - психоаналитик, доктор психологических наук, руководитель магистерской программы "Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование" в НИУ "Высшая школа экономики", руководитель магистерской программы "Психоанализ и психоаналитическая психотерапия" в НИУ ВШЭ.

1
0
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Сейчас обсуждают
Скрыть комментарии Показать обсуждения