Чайлдфри против «Яжемать»: как общество осуждает первых и поддерживает вторых

Чайлдфри против «Яжемать»: как общество осуждает первых и поддерживает вторых
Опубликовано 9-03-2024, 09:44 в Коммуникация | Человек среди людей

Книга Верены Бруншвайгер "Свобода от детей вместо бездетности"

Вышедшая весной 2019 года книга Верены Бруншвайгер «Свобода от детей вместо бездетности» до сих пор вызывает горячие споры не только в Германии. Манифест автора (именно так она сама называет свою книгу) поделил читателей и тех, кто «не читал, но осуждает», на ярых противников декларации немецкой учительницы и таких же ярых сторонников.

Реакция общества

Журналы, газеты, телевидение ухватились за хайповую тему, и вот уже повсюду возмущенные родители говорят с экранов телевизоров и смартфонов о том, какое же это счастье — быть матерью, и как можно этого не понимать, ведь «это же главный смысл жизни женщины». Подтянулись и отцы: «Мы не представляем, как это в нашем доме будет тишина».

В социальных сетях в адрес Верены как из пулемета выстреливали слова поддержки («Наконец-то кто-то об этом заявил открыто!») и острые, ядовитые и просто убийственные комментарии («Как хорошо, что ты приняла решение не рожать, — не надо плодить моральных уродов»).

Суть манифеста

О чем же таком крамольном пишет Верена Бруншвайгер? Она предлагает разделять понятия «свобода от детей» и «бездетность». Есть пары, которые мечтают о ребенке, но по разным причинам не могут его завести. «Я же говорю о тех, кто осознанно делает выбор, понимая, что рождение детей — не их желание, а социальная программа, установка, что так надо, так принято. Эти люди часто не готовы быть родителями и страдают от той жизни, которую им приносит родительство», — поясняет автор.

Страдают и дети, которые неизбежно на протяжении всей своей жизни сталкиваются с проблемами, бедами и невзгодами. Производя на свет потомство, мы обрекаем его на страдания — никому еще не удавалось избежать болезней, дряхления, войн и катаклизмов… И, собственно, в этом Верена Бруншвайгер демонстрирует приверженность философии антинатализма, к которой принадлежал еще Шопенгауэр.

Философия и экология

Если у женщины заберут последнее — ее право на «Яжемать» — какие смыслы жизни ей останутся? «Антинаталистская позиция рассматривает рождение как аморальный акт, наносящий детям вред — «страдание жизни». Так что это никоим образом не противоречит моей профессии учителя», — объясняет Верена.

«В культурном плане нами годами двигал стереотип, что репродуктивная деятельность считается чем-то позитивным. Любой, кто осмелится критиковать этот подход, пошатнет святую основу нашего мирового общества, верно? — пишет автор. — И вот лучшая иллюстрация: если человек, у которого нет детей, говорит, что не хочет их, окружающие обязательно удивятся: «Что?! Почему нет?»

Если же, с другой стороны, вы объявите, что беременны, незамедлительно прольется дождь поздравлений. Но что такого особенного и праздничного в том, что кто-то «создает» то, что каждое животное создавало с незапамятных времен? Почему этот простой аспект биологии так прославляется?»

Эволюция и устойчивое развитие

Южноафриканский философ и писатель, профессор Кейптаунского университета Дэвид Бенатар, которого цитирует Верена, описывает репродуктивный инстинкт как чрезвычайно примитивный и называет осознанное «невоспроизводство», то есть решение жить без детей, как новый и более высокий уровень эволюции.

Кроме морально-этического аспекта Верена затрагивает и экологический. Если мы хотим жить на этой планете, нас должно стать меньше. Каждый нерожденный ребенок сэкономит 58 тонн углекислого газа. Нас слишком много на Земле, убеждена Бруншвайгер. В этом ее поддерживает и муж.

Эта история и реакция на книгу вновь показала, что даже цивилизованное европейское общество, декларирующее толерантность в довольно пикантных вопросах, тем не менее по-прежнему консервативно и нетерпимо к мнениям, посягающим на базовые ценности. Кто знает, почему именно на манифест о свободе от детей немцы отреагировали так бурно — возможно, потому что это один из последних моральных, этических, социальных и культурологических бастионов в эпоху процветания феминизма и гендерной «оттепели».

Если у женщины заберут последнее — ее право на «Яжемать» — какие смыслы жизни ей останутся? Что останется женщинам от их многовековой социальной ролевой триады — Kinder, Kuche, Kirche («дети, кухня, церковь»)?

0
0
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Сейчас обсуждают
Скрыть комментарии Показать обсуждения